Входа в зиккурат находились изображения. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов. Зиккураты в древней месопотамии. Где находится зиккурат в Уре на карте

Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом .

История

Строительство зиккурата вела третья династия Ура , восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев . Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами .

Вся поверхность здания была облицована кирпичами , которые предварительно прошли обработку битумом .

Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм бога луны Наннара. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма .

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни .

Современное состояние

Напишите отзыв о статье "Зиккурат в Уре"

Примечания

Литература

  • Вулли Л. Ур халдеев. - М .: Издательство восточной литературы, 1961. - 254 с. - (По следам исчезнувших культур Востока). - 25 000 экз.
  • Mitchell T. C. Biblical Archaeology: Documents from the British Museum. Cambridge University Press, 1988. P. 25.
  • Leick G. A Dictionary of Ancient Near Eastern Architecture. ISBN 0-415-00240-0 . P. 230.

Координаты : 30°57′45″ с. ш. 46°06′11″ в. д.  /  30.96250° с. ш. 46.10306° в. д.  / 30.96250; 46.10306 (G) (Я)


Отрывок, характеризующий Зиккурат в Уре

– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.

О том, насколько величественными были зиккураты Междуречья, последующие поколения знали довольно хорошо в первую очередь благодаря описаниям этих сооружений в античных источниках – греки и римляне искренне восхищались грандиозными постройками древних. Практически же до наших дней зиккураты не сохранились в силу человеческого фактора: эти культовые сооружения были попросту разобраны многими поколениями местных жителей на стройматериалы. Но кое-чем мы всё-таки располагаем – и по останкам зиккурата в Уре можем хотя бы отдалённо представить, насколько монументальным было это строение.

Храм широкого профиля

Зиккурат в Уре, одном из сильнейших шумерских городов-государств, был возведён легендарным местным царем Ур-Намму в XXI веке до нашей эры. Вернее, его строительство было лишь начато Ур-Намму, заканчивал зиккурат его сын и наследник Шульги, а впоследствии зиккурат претерпевал регулярные перестройки, пусть и незначительные, со стороны вавилонских царей. Это сегодня зиккурат возвышается над окрестностью одинокой громадой, а создавался он как важная часть единого административно-храмового комплекса, сердца всего Ура. Сегодня можно встретить описание зиккурата в Уре, согласно которому он был одновременно и храмовой башней, и храмом, и царским дворцом, и административным управленческим центром, и так далее. Это не совсем так. Дело в том, что зиккурат в Уре был посвящён богу Луны Нанна (позднее его имя трансформировалось в «Син»), но это не был храм Нанна, здесь лишь на вершине был небольшой храм, где совершались отдельные ритуалы.

Основной храм был расположен рядом с зиккуратом, это было святилище Экишнугаль, также посвящённое богу Нанна, и, по описаниям видевших его древних авторов, это было не менее выдающееся и прекрасное сооружение, чем зиккурат. В этот же комплекс входил и отдельно выстроенный царский дворец правителей Ура. Так что зиккурат не был одновременно и храмовой башней, и храмом, и дворцом, хотя административные помещения в нём находились – например, в периметре зиккурата был обнаружен архив глиняных табличек. Точная высота зиккурата неизвестна и по некоторым оценкам достигала тридцать метров с учётом десятиметрового скального фундамента (сегодня из трёх или четырёх ярусов сохранился лишь первый и часть второго, что вместе основанием составляет 18 метров высоты). Зиккурат был построен из кирпича-сырца, что объясняет его относительно небольшую высоту в сравнении, например, с каменными египетскими пирамидами (кирпичные стены не выдержат нагрузки слишком высокого сооружения), и имеет основание размером 65 на 43 метра.

Архитектурные изюминки зиккурата

Специфику строительного материала зиккурата определило и то, что в течение своего существования он регулярно обновлялся, разрушающиеся кирпичи заменялись новыми – последняя масштабная реконструкция относится к концу XX века, когда зиккурат «подновлялся» по приказу Саддама Хусейна. Однако хрупкость кирпичей это отнюдь не единственная и далеко не главная архитектурная особенность зиккурата в Уре, это сооружение имеет предостаточно «изюминок» и без этого. Например, археологи, изучавшие зиккурат в первой половине прошлого века, то есть до последней «реставрации», существенно изменившей его облик, пришли к открытию – во всём зиккурате не было ни одной прямой линии. То есть со стороны зиккурат выглядит как весьма гармоничное здание с прямыми линиями, но при этом все прямые оказались на самом деле тщательно рассчитанными и искусственно созданными кривыми.

Это было сделано для того, чтобы создать ощущение массивности и прочности сооружения для стороннего наблюдателя, для которого незначительные неровности всех линий компенсировали друг друга и создавали в целом образ пропорционального и гармоничного архитектурного ансамбля. Создатели зиккурата рассчитали высоту всех его террас и придали стенам такой наклон, чтобы направлять взгляды вверх и к центру сооружения: острые линии тройной лестницы подчеркивали наклон стен и привлекали внимание к расположенному на вершине храму. Также археологами была обнаружена на зиккурате сложная система стока воды, предназначение которой сначала расшифровали как предотвращение просачивания воды от дождя через толщу сооружения в его основание. Но затем были получены свидетельства, что система стока воды, скорее всего, была создана для обслуживания существовавших на некоторых террасах зиккурата искусственно разбитых садов, нуждавшихся в орошении. Судя по всему, свои аналоги знаменитых «Садов Семирамиды» были и в Уре.


Месопотамия, шумеры – именно с этих слов обычно начинается история. Ведь именно там зародилась первая цивилизация, первая письменность и первые города. Месопотамия в переводе с греческого «междуречье», территория между реками Тигр и Евфрат.

С конца 4-го тысячелетия до н.э. там уже жили шумеры. Жители были земледельцами, которые соорудили на полях ирригационную систему, изобрели гончарный круг и повозку на колесах.

Конструкция колеса из 3-х частей

Глиняная статуэтка колесницы, найденная в захоронениях

Выглядело это всё примерно так.

Шумеры работали, трудились, временами воевали с соседями, в общем как и все. И со временем появился переизбыток продовольствия и часть людей взяли на себя другие обязательства, такие как ремесло и торговля. Возникла городская цивилизация, стало проявляться классовое общество. Возникли такие города как Ур, Лагаш, Киш и Урук.

У шумеров было многобожие и боги воплощали суровые силы природы. В каждом городе был свой главный бог, которому посвящали строительство храма и обращались за поддержкой. Шумеры считали, что молиться богам нужно не переставая, поэтому храмы украшались молящимися фигурами.

Львиноголовый орел. Ур. Ок. 2500 до н.э. Лазурь, золото, битум, медь. В мифологии древнего Шумера орел с головой льва был символом бога Нингирсу.

На территории двуречья были постоянные затопления, поэтому было целесообразно все важные постройки делать на возвышениях. Также на месте старого храма возводили новый храм, поэтому он со временем становился выше и находился на платформе. Но здесь еще есть и психологический эффект. Храм и дворец возвышались над городом, так же как цари и жрецы. И это к тому же еще олицетворяло связь неба и земли. Да и наблюдать за городом с высоты гораздо удобнее. Цари располагались на территории храмового комплекса.

В этот период также появляется монументальная архитектура, храмы украшались пестрой мозаикой, вставленных в сырцовую стену здания. Из наиболее известных и сохранившихся построек известен Зиккурат в Уре.

Выглядел он как-то так.

Он служил не только храмом, но и общественным учреждением и царским дворцом. Как и все важные постройки в Месопотамии Зиккурат возвышается над землей на платформе.

То, что есть сейчас. Находится в Ираке.

К центральному входу ведут 3 лестницы.

Чтоб сооружение не выглядело как большая каменная глыба, были сделаны прямоугольные ниши в стенах.


При подъёме по лестнице человек попадает сначала на площадку, которую использовали жрецы для наблюдений за звездами, а цари для наблюдений за городом. Далее лестница вела в сам храм.

Зиккурат был облицован обожженным кирпичом.

Внутренние помещения и конструкции.

План города Ур

Также весьма известен Зиккурат в Чога-Замбиль. Находится в Иране.

Боги требовали подношений и для того, чтобы определить персональные подношения стали применять печати – цилиндры с миниатюрными рельефами. На печати писали имена владельцев, либо изображали их самих. Так сказать появились первые личные подписи. Они прокатывали цилиндр по сырой глине и на ней отпечатывалось имя. Таким способом подписывали налоговые подношения. Именно это впоследствии способствовало развитию письменности.

Первая письменность шумеров была пиктографической – т.е. знаки изображали предметы окружающего мира. Через некоторое время знаки стали упрощаться и стали более условными. Росла численность населения, увеличивалось продовольствие и возникла торговля с соседними территориями. Для точного подсчета ввели систему записи и фиксации всех сделок. Записи делались клинком по сырой глиняной табличке. Отсюда название «клинопись».

Призма. Около 710 г. до н.э. Из простых пиктограмм клинопись превратилась в сложное абстрактное письмо.

Читать и писать могли только избранные. Это еще больше расслоило людей на классы. Также в месопотамии была изобретена шестидесятиричная система счета. Развилась астрономия. В классовом обществе появились военные, жрецы и цари. На время войны во главе армии ставили лугаля – «большого человека». Лугали подолгу оставались у власти и в мирное время, потом и вовсе стали передавать власть по наследству. Так возникли царские династии.

Шумеры изготавливали различные ритуальные предметы, на которых изображали сцены сражений и пиров. Распространены были и музыкальные инструменты, отделка которых была выполнена из золота и драгоценных камней, которых в Месопотамии не было. Это еще одно свидетельство торговых связей с соседними поселениями. Все эти предметы также указывают на высокий уровень мастерства.

Шлем. 2450 г. до н.э. Золото. Принадлежало предположительно Мескаламдуг. Очень много изящных стилизованных элементов

Тоже весьма тонкая и изящная работа.

Музыкальный инструмент. Украшен золотой головой быка с синей бородой из лазурита.

Но около 2300 г. до н.э. Саргон, правитель Аккада, города на севере Шумера, где жили семитские племена, нанес поражение шумерскому царю Лугальзагеси и завоевал все города Междуречья. Система «город-государство» рухнула, начала формироваться империя.

Голова аккадского правителя. Предположительно Саргон или кто-то из его наследников. Около 2350 г. до н.э.

Изменения коснулись и искусства. Победная стелла Нарам-Суэна, внука Саргона. На ней фигура правителя наделена атрибутами божественности: на голове рогатая тиара, над ним сияют солнца и луна, под его ногами побежденные враги.

О высоком уровне художественной культуры свидетельствуют монументальные скульптуры. Правитель Гудеа запечатлен в таких скульптурах. Эти статуи были предназначены для храмов города.

В 2132 г. до н.э. с территории Двуречья были изгнаны племена гутиев и власть перешла к городу Ур, где сформировалось Шумеро-Аккадское государство.

Знаменитые крылатые быки и крылатые львы. Здесь шумеры соединяли силу животного и разум человека. Заметьте, что у фигур 5 ног, это делалось для того, чтобы воспринималось спереди как стоящую и сбоку как идущую фигуру.

Но со временем Ур пришел к упадку и амориты, смешавшиеся с местным населением, создали новое царство со столицей в Вавилоне, прежде небольшим городком. Этот город стал культурным центром.

Шестым царем этой новой династии был знаменитый Хаммурапи. Он известен своим сводом законов, который укрепил авторитет царя. На стеле «Кодекса Хаммурапи» есть изображение царя, которому бог вручает атрибуты царской власти. После смерти Хаммурапи его царство распалось.