Библейские мифы о всемирном потопе. Всемирный потоп. Греческий миф о потопе

Только одному человеку он сохранил жизнь.

Звали этого человека Ной. Он был трудолюбивый и добрый.

И сказал Бог Ною:

Люди стали жестоки и злы. Я затоплю их землю и уничтожу всякую тварь живую!

И велел Бог Ною построить огромный корабль - ковчег - из самого крепкого дерева. Чтобы в ковчеге этом было три палубы - три этажа: верхняя палуба, средним и нижняя. Чтобы дверь в ковчеге, была сбоку. Да хорошенько надо просмолить Ковчег изнутри и снаружи.

Когда построишь ковчег, - сказал Бог, - войдёшь в него со своей семьёй. Но сначала приведи в ковчег всех зверей и птиц по паре. Всех, какие есть на земле, даже летучих мышей и червей, земляных не забудь ваять с собою в ковчег! Да побольше напаси для всех корма! Собери семена деревьев и трав полевых.

Сделал Ной, как сказал Бог. Всех погрузил, даже пчёл и лягушек. Семена развесил по ковчегу в мешочках, кокосовые орехи и луковицы повесил стыками.

И когда, наконец, Ной поймал двух Воробьёв, он вошел в ковчег, и Бог затворил за ним дверь.

Как только Бог затворил за ним дверь, ударил гром, тьма накрыла землю, горы наклонились, небо разверзлось и хлынул дождь.

И шёл дождь сорок дней И сорок ночей.

И нельзя было понять, где небо и где земля, где верх где низ. Всё было - вода! Ночь была днём, а день ночью.

Когда хлынула вода, люди спасались на крышах, на деревьях, убегали в горы.

Медведи спасались вместе с оленями, волки в горах дрожали вместе с овцами, а вода всё прибывала!

Смыло волнами с горных вершин слонов. Они плавали и трубили хоботами, а львята карабкались к ним на спины.

И скрылись в пучине вершины гор, и потонули слоны и львы, и только огромный Ноев ковчег швыряло волнами как щипку.

Долго носился Ноев ковчег по волнам, и не было ни клочка земли, ни островка, только чёрная вода и чёрное небо. Иногда глухо стукнет в борт ковчега дерево, вырванное с корнем. Притихнет Ной с семейством, притихнут звери, закричит испуганная обезьянка, да корова перестанет жевать сено.

Наконец вспомнил Бог о Ное и обо всех тварях, которые были с ним в ковчеге. И послал Ною знамение, что потоп кончился: засияла над землёй радуга.

Слышит Ной: стукнулся ковчег, покачивает его и бьёт о камень. Ной открыл окно, видит - из воды торчит вершина горы Арарат.

Посмотрел Ной вокруг: вода и вода, конца ей не видно, всюду мутные воды блестят на солнце.

Прошло семь дней.

Выпустил Ной чёрного ворона. Возвратился ворон: нет берега, негде отдохнуть ворону.

Прошло ещё семь дней.

Выпустил Ной белого голубя. Долго летал голубь, возвратился, сел Ною на плечо, клюв раскрыл, отдышаться не может: нет берега, нет ветвей на деревьях, негде отдохнуть голубю.

Утром опять улетел голубь. Долго ждал его Нон. Солнце опустилось в красные воды. Видит Ной - летит к нему голубь и зеленый масличный лист держит в клюве. Понял Ной, что где-то есть сухая земля.

Отдохнул голубь и опять улетел. Долго ждал его Ной. Но на этот раз не вернулся голубь в ковчег. Стала вода убывать.

Горы обсохли, и холмы обсохли, в низинах лужи блестят на солнце. Потом вдруг схлынула вода - и земля обнажилась.

И ЛИЛСЯ НА ЗЕ МЛ Ю Д ОЖ ДЬ

Кому неизвестна история о всемирном потопе из Ветхого Завета! Но кто бы мог подумать, что она распространена во всем мире и изложена более чем в 250 версиях? Не выяснено происхождение мифа о Ноевом ковчеге. Был ли изначальной версией эпос о Гильгамеше из страны шумеров, записанный почти на 1000 лет раньше, чем Ветхий Завет? И что это — только миф, или Месопотамию действительно постигло разрушительное наводнение? И был ли потоп ограничен каким-то регионом, или это была вселенская катастрофа?

О Господь раскаялся, что создал людей, в которых так много зла. «Я истреблю их с земли».

Все источники великой бездны... и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

«Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле», — сказано в Ветхом Завете.

Земля погрузилась во мрак, и все люди потонули в потоках ливня.

Доисторические корабли, подобные спасительному Ноеву ковчегу, строятся и ныне на Тигре.

Задачей Ноя было вернуть разрушенной потопом почве плодородие.

В одной мексиканской долине жил богобоязненный человек по имени Тапи, которому однажды явился творец. — «Построй ковчег, — сказал ему господь, — и сделай его своим жилищем. Приведи туда свою жену и по паре всех животных, какие только есть. Но поспеши, потому что час уже близок!» Тапи послушался, не обращая внимания на оскорбления и насмешки соседей. Едва закончил он свое дело, как начался дождь. Шел он долго и беспрерывно, долина скрылась под водой, люди и животные искали убежища в горах, но вода захлестнула и их. Лишь ковчег Тапи укрыл живых существ в бескрайнем океане. Когда ливень прекратился, снова засияло солнце и вода пошла на убыль, человек выпустил с ковчега голубя. Тот не вернулся, и сердце Тапи исполнилось радости, ибо это означало, что птица нашла клочок земли, на который смогла опуститься».

Если в этом рассказе на место Тапи поставить Ноя, то получим краткое изложение трех ветхозаветных глав «Первой книги Моисеевой», за исключением слов «в одной мексиканской долине». Однако эти слова не должны удивлять, потому что речь идет не об отрывке из Ветхого Завета, а о религиозном предании майя, народа, населявшего территорию нынешней Мексики. Примерно за 1200 лет до открытия Нового Света Колумбом народ майя создал в древней Америке высокую культуру, просуществовавшую более 1000 лет. В священных книгах майя, главной из которых является «По-Вух» (что значит «Книга господства»), подробно рассказывается о сотворении мира и содержится приведенное выше описание великого потопа.

Удивительным образом в «По-Вух» есть и новозаветные элементы, например, символ креста или вера в божественного, мессианского спасителя, который назывался здесь Кукулькан и изображался в виде змея с человеческой головой.

А вот и сокращенный библейский рассказ о потопе («Первая книга Моисеева», 6—8): «И увидел Господь, как велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа... И сказал Бог Ною: ...сделай себе ковчег из дерева гофер... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре... Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал... В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод... На пятнадцать локтей поднялась... вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди... Остался только Ной, и что был с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Ной же обрел благодать пред очами Господа

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах... и перестал дождь с неба... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских... По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег... И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других, и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему... И открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли...»

Этот ветхозаветный рассказ появился между X и V вв. до н. э. в Иудее. Через Атлантический океан он едва ли мог попасть в Америку, но, может быть, через Сибирь и Аляску? Если бы это было так, то сказание о великом потопе оставило бы на своем пути следы и в других местах. Впрочем, в них-то как раз и нет недостатка.

Звезда в страшном блеске

Видимо, в конце IX в. появился персидский «Бундахишн», книга, название которой можно перевести как «Творение основы», то есть как история сотворения, и тем самым вполне сопоставимая с «Первой книгой Моисеевой». «Бундахишн» в значительной части основывается на «Авесте», священной книге парсов (огнепоклонников), письменно зафиксированной с 226 по 642 г. О всемирном потоме «Бундахишн» сообщает: «Когда воевали Ахура Мазда (верховное божество, буквально «господь мудрый») и Ангро-Майнью (дух зла), над землей появилась звезда Тистар в страшном блеске; последовательно обращаясь в человека, в быка, в коня, она вознамерилась потопить землю в потоках дождя, потому что землю населяли тогда несущие зло существа. В каждом своем облике звезда Тистар проливала дождь десять дней...»

В этом тексте, записанном через полтора тысячелетия после «Первой книги Моисеевой», привлекает внимание связь всемирного потопа с появлением на небосводе яркой звезды.

Следуя дальше на восток, задержимся в Индии, где о великом потопе сообщается в «Ригведе». Этот священный для индусов текст — как и другие веды — веками передавался из уст в уста и был создан за тысячу лет до н. э. Он гласит: «О, святой, ты всегда оберегал меня, теперь послушай, что ты должен сделать, когда придет час. Недалек тот день, о святой человек, когда все живое и неживое на этом свете погибнет. Близится роковое время, когда род людской канет в воду, и потому я хочу поведать тебе, как можно спастись.

Ноев ковчег всегда был одной из излюбленных тем христианского искусства. Ковчег выступает как символ церкви, где Христос найдет наконец благодать, которую тщетно искал в суете и пагубе грешного мира.

О всемирном потопе еще задолго до Библии поведал шумерский эпос «Гильгамеш».

Голубь с оливковой ветвью возвращается на ковчег как вестник новой жизни на земле.

Ковчег является символом заботливой любви Бога, призывающей к вере и послушанию.

Семь понимается здесь не как конкретное число, а носит символический характер. Оно считается мистическим и религиозным, символизируя стремление к познанию и интуитивной мудрости. Семь дней заняло сотворение мира. Это число священно для Вселенной.

Магическое число семь

Однако продолжим движение на восток. В Китае тоже был известен миф о великом потопе. Он впервые позволяет датировать эту катастрофу, поскольку как раз во время потопа началось объединение китайцев в одну великую империю на берегах рек Хуанхэ и Янцзы. А империя эта возникла в III тысячелетии до н. э.

Перенести легенду из Азии в Северную Америку могли эскимосы. Их древние предания рассказывают о ковчеге с семью мостами, на котором во время потопа спаслись от гибели тлинкиты, крупное индейское племя на Аляске.

Если исходить из того, что легендарное предание о доиудейских временах распространилось по Азии и в конце концов достигло Америки. На протяжении многих веков то тут, то там в текст вплетались новые мотивы, такие, например, как рог, выросший на голове индусского бога, или семь мостов эскимосского ковчега. В мифе индейцев хайда, аборигенов островов Королевы Шарлотты у западного побережья Британской Колумбии, место Ноя занимает человек со стальной головой, которого боги превращают в лосося, чтобы спасти во время потопа. Помимо катастрофического наводнения, уничтожающего все живое, об исходном мифе здесь напоминает поставленная всевышним задача обновить род человеческий, о чем говорится и в древнекитайской легенде. Девятая глава «Первой книги Моисеевой» начинается словами: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

Далее мы встречаем предание на широко распространенном у североамериканских индейцев алгонкинском языке, которое тоже очень близко к библейскому: «Маниту (верховное божество, олицетворяющее магическую власть, сверхъестественные силы) очень любил людей. Однако они сильно провинились. И тогда великий дух послал человека, который должен был предостеречь людей: вас постигнет страшная кара, если вы не сделаетесь лучше. Но народ продолжал упорствовать в своих заблуждениях. Тогда осенью стряслось нечто невероятное: днем не взошло солнце, ночью не показались луна и звезды. Мир погрузился в непроглядный мрак. Стало очень холодно, и звери покинули свои леса, чтобы найти тепло и свет у огня, который развели люди. Голоса потеряли свое звучание. Все тонуло в тишине и холоде, пока страшный удар грома не потряс землю. Тогда голоса снова обрели звучание, и отовсюду послышался великий вопль ужаса, потому что потоки ливня обрушились на мир.

Из всего рода человеческого спасся лишь один человек, и это был пророк. Последовав совету Великого Духа, он соорудил огромный плот из древесных стволов».

Мир погрузился в непроглядный мрак

Подобные предания находим у множества других индейских племен Северной Америки. Легенды о всемирном потопе существуют и в Мексике, об этом уже говорилось. Удивительным образом потомки перуанских инков тоже рассказывают о потопе, который разразился вслед за 5-дневным мраком и страшным землетрясением. Эти индейские племена жили в Андах на высоте нескольких тысяч метров, где подобных разрушительных наводнений просто быть не могло.

У индейского племени Угха-Монгулала, живущего на границе Венесуэлы и Бразилии, есть предание о появлении «огромной звезды, красный след которой протянулся по всему небу». После этого космического явления 13 месяцев шел проливной дождь, который затопил мир и уничтожил все живое. Лишь одному человеку по имени Мадус удалось спастись на построенном им плоту, там же пережили потоп и многочисленные животные, по паре каждого вида.

Учитывая это поразительное совпадение сюжетов Ветхого Завета и предания майя из книги «По-Вух», многие этнологи продолжают придерживаться мнения, что легенда о всемирном потопе, передаваемая из уст в уста, проделала путь через всю Азию на западное побережье Америки. Впрочем, эта версия весьма спорна, поскольку на сегодня в мире насчитывается не менее 250 местных версий о великом потопе! Непосредственно к ветхозаветному сюжету восходят разве что древнегреческая и римская легенды.

Вот что рассказывали древние греки. «Все нечестивей становились люди. Зевс созвал богов и держал с ними совет. И тогда решил он уничтожить весь род людской и послать на землю такой сильный ветер, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше, заливая все кругом. Скрылись под водой города со своими стенами, домами и храмами, не видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все — и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась средь волн вершина двуглавого Парнаса... Лишь двое спаслись среди этой общей гибели — Девкалион, сын Посейдона, и жена его Пирра. По совету отца своего Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик по морю, пока волны не пригнали его к вершине Парнаса. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу».

Зевс держал с богами совет

А вот римское предание. «С давних времен зло на земле так расцвело, что Юстиция помчалась на небо, и царь богов приказал истребить род человеческий... Гнев Юпитера распространился на все небесное царство. Брат его Нептун, властелин морей, послал на помощь ему свои волны. Нептун воткнул трезубец в землю, и земля стала дрожать и сотрясаться... И скоро уже невозможно было различить, где суша, а где море... Почти все люди утонули. Те немногие, которым удалось спастись от наводнения, не нашли себе пропитания и умерли от голода».

Невыясненным, исходит ли древнегерманское предание непосредственно из ветхозаветного греческого или римского источника.

«И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского». Художник Даниэль Феррара изображает выгрузку Ноевого ковчега как райскую картину, как возрождение мира. Предания, подобные тому, какое содержится в Ветхом Завете, находим также в мифологии разных народов Африки, Азии, Австралии и Америки. Однако происхождение и широчайшее распространение предания о всемирном потопе до сих пор окутано тайной.

Причудливый, рассеченный ущельями ландшафт — словно иллюстрация к Ветхому Завету: на Ноев ковчег похожи доисторические природные сооружения из песчаника каньона Валтарка-Кинг в Австралии.

Построй корабль и спаси свою жизнь

В 1864—1865 гг. его бывший помощник Хормузд Рассам, родившийся в Мосуле халдейский христианин, всего в 14 км севернее Нимрудского холма нашел многочисленные глиняные таблицы с клинописью. Это оказались большие куски эпоса о Гильгамеше. Находка так увлекла хранителя Британского музея Джорджа Смита, что он не только расшифровал клинопись, но и сам отправился в Месопотамию и предпринял поиски недостающих частей эпоса.

Как ни странно, ему сопутствовала удача. Он нашел 384 фрагмента глиняных таблиц, и ему удалось реставрировать знаменитую эпическую поэму о Гильгамеше в 12 песнях, из которых 11-я содержит историю потопа. В ней повествуется об Утнапишти, добиблейском аналоге Ноя. Он сообщает шумерскому царю Гильгамешу, как «господин с сияющими глазами, бог Эа», предупредил его о решении совета богов затопить землю: «О, человек из Шуруппака, сын Убара-Туту, ломай свой дом, построй корабль, оставь свои богатства и спаси свою жизнь! Возьми с собою в корабль всякие семена жизни, всю свою семью и всех домочадцев, ремесленников, домашний скот, зверей полевых и зеленого корма вволю...»

Затем Утнапишти рассказывает о строительстве корабля и наконец о самом потопе: «Я вошел в ковчег и запер за собою дверь... Когда стало рассветать, появилось на горизонте черное облако... Внезапно дневной свет угас во мраке. Один не видел другого, люди не узнавали друг друга. Боги в небесах испугались потопа и пятились назад, карабкались по небосклону к обители Ану. Люди припадали к земле, как собаки, жались у стен... Шесть дней и шесть ночей свирепствовал ветер; потоп и гроза опустошили землю. На седьмой день стихла гроза, и ливень, и буря, бушевавшая подобно вражескому войску. Море успокоилось, вода пошла на убыль. Я посмотрел на море: на нем лежала тишина, весь род человеческий снова превратился в глину! Там, где были поля, простирались болота... Я смотрел на мир: везде было море. Вдали показался остров. Корабль приплыл к земле Низир, и гора не отпускала корабль... На седьмой день я выпустил голубя. Но голубь полетал немного и, не найдя нигде приюта, вернулся назад. Тогда я выпустил ласточку, и дал ей улететь.

На горе Арарат, в восточной Анатолии, согласно Ветхому Завету, опустился наконец на землю Ноев ковчег.

Была ли Месопотамия, лежащая между Тигром и Евфратом, родиной преданий о всемирном потопе?

Впечатляющие памятники истории Земли: вначале были моря и вулканы.

Ласточка покружилась немного и вернулась назад. Затем я выпустил ворона. Он улетел и увидел, что вода спала; он клевал пищу, летал вокруг, каркал и назад не вернулся».

Не это ли прообраз всех легенд о всемирном потопе? «Первая книга Моисеева» была записана в первой половине I тысячелетия до н. э., а цикл эпических сказаний о Гильгамеше почти на тысячу лет раньше! Но, возможно, и это сообщение тоже было мифом? Никто не может сказать, когда жил царь Гильгамеш и существовал ли он вообще. Правда, были составленные около 2100 г. до н. э. в древнем Вавилоне царские списки, согласно которым история шумеров уходит в глубь веков вплоть до сотворения первых людей. Десять древнейших царей упоминаются в списках со времен праотца человечества. Затем случился великий потоп и уничтожил всех людей. В этом отрезке времени Библия упоминает десять «праотцов». После потопа, как сообщают древние царские списки, появился новый род человеческий, на этот раз — потомство Утнапишти.

Сказание о Гильгамеше — основа преданий о потопе?

Историки вплоть до XX в. отказывали этим «царским спискам» в какой бы то ни было достоверности. Настоящая сенсация появилась в 1920-е гг., когда английский археолог Чарльз Леонард Вулли приступил к раскопкам в древ-нешумерском Уре, библейском Уре в Халдее, на родине Авраама. Он систематично вскрывал все более глубокие пласты земли, обнаружил доисторические захоронения и извлек множество глиняных черепков. Затем, на глубине 12 м от поверхности земли, он наткнулся на слой глины, не содержавший никаких признаков человеческой деятельности. Однако Вулли продолжал копать. Углубившись на 2,5 м, снова обнаружил культурный слой. Жена археолога первой высказала предположение, что нетронутый слой может быть грунтом, который нанесен потопом. Позднее геологи подтвердили, что это и в самом деле намытая глина. И это означало, что здесь имело место катастрофическое наводнение. Его можно датировать IV тысячелетием до н. э. По всей видимости, это и было тем самым великим потопом, описание которого содержится в эпосе о Гильгамеше и в Ветхом Завете.

Такое объяснение не устраивает исследователей Библии: катастрофа в царстве шумеров, естественно, не могла охватить весь мир, а мощные намытые пласты глины были обнаружены и в Мексике. Причем там они оказались даже древнее.

А еще была яркая звезда, которая присутствует в некоторых преданиях о потопе, возникших в разных частях земного шара. Среди ученых нашлись любители сенсаций, которым открытие Вулли показалось недостаточно фантастическим, они полагали и продолжают полагать, что речь идет о глобальной, всемирной катастрофе. По их мнению, 5 июня 8496 г. до н. э. с Землей столкнулся гигантский метеорит диаметром около 10 км и массой около триллиона тонн. Он словно встряхнул нашу планету и наряду с другими катаклизмами вызвал и катастрофическое наводнение.

Всемирный потоп — 4000 лет до н.э.

Однако вернемся к реальности. Исторический потоп постиг Месопотамию — как это соотносится с библейским указанием, что Ноев ковчег опустился в конце концов на Арарат? Гора Арарат, как известно, находится в Анатолии, на крайнем востоке сегодняшней Турции, в 1000 км от древнего Ура. В принципе, корабль может преодолеть такое расстояние. После того, как турецкий крестьянин нашел ветхие бревна на вершине Арарата, в 1949 г. первые 3 экспедиции отправились на этот погасший вулкан высотой 5165 м — на поиски остатков ковчега. Однако все усилия были тщетны: никаких доказательств того, что Ноев ковчег некогда опустился именно здесь, получено не было. Причиной может оказаться невольная ошибка историков. Дело в том, что во времена, когда создавался Ветхий Завет, Араратом называли всю горную страну к югу от озера Ван. Арарат всемирного потопа — это горная страна, а не конкретная вершина.

Тут на помощь приходит Коран, где, как и в Ветхом Завете, повествуется о событиях доиудейской эпохи. Хотя канонический текст Корана сложился лишь в VII в., но базируется он на многочисленных древних списках. Так вот, в сюжете о всемирном потопе (сура 11, стихи 36-48) Ноев ковчег (в Коране библейского Ноя зовут Нух, и он один из мусульманских пророков) очутился на горе Джуди, в горной стране Арарат, на территории нынешней Сирии.

Вполне возможно, что будущим исследователям всемирного потопа именно здесь и удастся найти остатки легендарного Ноева ковчега.

Глава 8. Библейский миф о Потопе

Вот одна из интепритаций мифа о Потопе в более вольном пересказе. Ной не был склонен расставаться со своей невинностью, хотя его часто побуждали к этому, и он дождался, пока Бог нашел ему женщину, которая оставалась единственной девственницей в те времена. Именно она родила ему сыновей - Сима, Хама и Иафета. Когда они возмужали, Ной женил их на дочерях Елиакима, сына Мафусала.

Господь предупредил Ноя о Потопе, и Ной распространил это известие среди всех людей, проповедуя покаяние, куда бы он ни приходил. Хотя его слова горели огнем, словно факелы, люди смеялись над ним: «Что такое потоп? Если это огненный потоп, то у нас есть alitha (асбест?), и мы спасемся; а если это вода, то у нас есть железные полотнища, которые никакая вода из земли не сможет пробить. А против воды с неба мы можем использовать ageb (навес?)». Ной предостерегал их: «Господь пошлет воды, которые будут кипеть у вас под ногами!». Они хвастались: «Какой бы ни был потоп, мы такие высокие, что вода не поднимется нам даже до шеи; а если Он откроет шлюзы Тионы, мы наступим на них и так закроем их».

Господь приказал Ною построить из дерева гофер и осмолить внутри и снаружи просторный ковчег для себя, для своей семьи и для «всех животных и всякой плоти». Он должен был взять по семь чистых животных и птиц и по паре нечистых и гадов и запастись для них пищей. Пятьдесят два года Ной был занят строительством ковчега; он работал медленно в надежде отсрочить месть Бога.

Бог Сам придумал план ковчега. Каждое жилье было поделено на сотни отделений, и в самом нижнем должны были находиться дикие звери и домашние животные, в среднем - все птицы, в верхнем - все гады и семейство Ноя.

Некоторые бродячие духи тоже вошли в ковчег и были спасены. Пара чудовищ, которые были слишком велики для ковчега, тем не менее, выжили: Буйвол, который плыл позади ковчега, положив на него нос, и Великан Ог, который был сыном Хийи и женщины, ставшей потом женой Хама и уговорившей Ноя взять Ога, голову которого поддерживала веревочная лестница. В благодарность Ог поклялся быть рабом Ноя; но хотя Ной кормил его через окошко, после потопа Ог вновь принялся за старое.

Когда Ной начал отбирать животных и птиц, и гадов, он пришел в такой ужас от предстоящей ему задачи, что вскричал: «Господь Вездесущий, как мне справится с этим?». Тогда ангелы-хранители всех видов слетели с Небес и, принеся с собой корзинки с едой, поставили их в ковчег, так что вся живность пришла сама. Случилось это как раз в тот день, когда умер Мафусал, а было ему девятьсот шестьдесят девять лет, и до Потопа оставалась еще целая неделя. Господь отсрочил Потоп на время траура в надежде, что человечество раскается. Он приказал Ною сидеть возле двери ковчега и внимательно осматривать каждое приближающееся существо. Те, кто ползли по дороге, должны были быть допущены в ковчег, а те, кто шли, выпрямившись, не должны были быть допущены. Говорят, что, согласно указаниям Господа, если существо мужского пола приказывало женщине опуститься на колени, то оба допускались в ковчег, но если приказывала женщина, то оба не допускались. Он же приказал так, потому что в это время не только мужчины впадали в скотство. Звери отказывались от своих самок, и жеребцы предпочитали ослиц, а ослы - кобылиц, псы - волчиц, змеи - черепах и так далее; более того, самки часто помыкали самцами. Господь решил истребить все живое, оставив лишь тех, кто был покорен Его воле. Задрожала, закачалась Земля, потемнело солнце, сверкнула молния, прогремел гром, и оглушительный голос, какого никогда еще не слышали на Земле, зазвучал над горами и равнинами. Это Бог, пугая грешников, призывал их к покаянию, но напрасно. И он выбрал воду, а не огонь для наказания молчаливых грешников и открыл Небесные шлюзы, убрав двух Плеяд; позволив таким образом Верхним и Нижним Водам - мужскому и женскому элементам Тионы, которые он разделил в дни Творения, - воссоединиться и в космическом объятии разрушить мир.

Потоп начался на семнадцатый день второго месяца, когда Ною исполнилось шестьсот лет. И он, и все его семейство вошли в ковчег, и Бог накрепко закрыл за ними дверь. Но даже Ной все еще не мог поверить, что Бог смоет Свой великолепный труд, поэтому не прятался, пока вода не дошла ему до лодыжек.

Вода быстро затопила всю землю. Семьсот тысяч грешников собрались возле ковчега, умоляя: «Открой дверь, Ной, впусти нас!». А Ной кричал изнутри: «Разве я не просил вас покаяться целых сто двадцать лет, но вы не слушали меня!» - «Мы каемся», - отвечали ему. «Поздно!» Люди пытались сломать дверь и перевернули бы ковчег, если бы стая отвергнутых волков, львов и медведей не разорвали сотни людей на куски. Остальные разбежались. Когда поднялись Нижние Воды Тионы, грешники первым делом побросали в реки детей, надеясь остановить пребывание воды, а сами полезли на деревья и горы. Дождь сбрасывал их вниз, и вскоре поднявшиеся воды подхватили ковчег, а потом он поднялся на пятнадцать локтей над самой высокой вершиной. Волны швыряли его из стороны в сторону, так что все, кто были внутри, напоминали стручки гороха в кипящем горшке. Говорят, что Господь подогревал воды Потопа пламенем Бездны и наказывал пламенную похоть обжигающей водой, поливал огненным дождем грешников и не мешал воронам выклевывать глаза у тех, кто плыл в потоках воды.

Жемчужина, свисавшая с потолка ковчега, светила Ною и его семейству. Когда она бледнела, Ной знал, что наступило утро; когда же она становилась ярче, он знал, что скоро наступит вечер, и поэтому он мог вести счет Субботам. Говорят, однако, что свет исходил от священной книги, которую архангел Рафаил дал Ною. Она была украшена сапфиром и заключала в себе знания о звездах, искусстве врачевания и отпугивания демонов. Ной оставил ее в наследство Симу, а после него она переходила от Авраама к Иакову, Левию, Моисею, Иисусу и Соломону.

Двенадцать месяцев ни Ной, ни его сыновья не спали, постоянно занятые какими-то делами. Одни животные имели обыкновение есть в первый час утра или ночи, другие - во второй, третий или четвертый час или даже позже, и каждый требовал свою еду: верблюды - сена, ослы - ржи, слон - виноградных побегов, страус - разбитого стекла. Но говорят также, что звери, птицы, гады и даже люди питались одинаково - плодами смоковницы. Ной молился: «Господь Всемогущий, освободи меня из этой тюрьмы! Моя душа устала». К тому же, никто не знал, как кормить хамелеона; но однажды Ной открыл гранат, и из него вывалился червь, которого изголодавшийся хамелеон мгновенно съел. Тогда Ной замесил побеги верблюжьей колючки вместе с обычной мукой и стал кормить хамелеона червяками, которые вырастали в этом. Оба льва подхватили простуду, и они даже не смотрели в сторону своих обычных жертв, а ели траву, словно быки и коровы. Глядя на забившегося в угол феникса, Ной спросил: «Почему ты не требуешь еду?» - «Господин, - ответил феникс, - твои домашние и так очень заняты, поэтому я не хочу доставлять им еще больше забот». Ной поблагодарил феникса и сказал: «Пусть будет воля Божья на то, чтобы ты жил вечно!».

Ной поселил отдельно своих сыновей и их жен и запретил им плотскую близость: пока мир разрушен, они не должны были даже думать о его заселении. Такой же запрет он наложил на всех зверей, птиц и гадов. Лишь Хам, пес и ворон ослушались его. Хам согрешил, чтобы спасти свою жену от позора: если бы он не лег с ней, Сим и Иафет узнали бы, что она носит ребенка от падшего ангела Шемхазая. Тем не менее, Бог наказал Хама, сделав его кожу черной. Он наказал пса, в позоре соединив его с сукой после соития; и Он наказал ворона, заставив его осеменять самку клювом.

Когда миновали сто пятьдесят - другие говорят, сто сорок - дней, Бог закрыл Небесные шлюзы двумя звездами, взятыми из Большой Медведицы. Она до сих пор каждую ночь преследует Плеяд и рычит: «Отдай мои звезды». Потом Он послал ветер, чтобы он выгонял воды Тионы за край Земли, пока не убудет Потоп. На седьмой день седьмого месяца Ноев ковчег остановился на горе Арарат. В первый день десятого месяца показались вершины других гор. Подождав еще сорок дней, Ной открыл окошко и выпустил ворона посмотреть, не убыла ли вода. Ворон дерзко ответил ему: «Господь, твой господин, ненавидит меня; иты тоже меня ненавидишь! Разве не приказал Он: «Возьми по семь чистых животных и птиц и по паре нечистых и гадов?» Почему ты выбрал меня для опасного путешествия, если нас лишь двое? Почему ты бережешь голубей, когда их семь? Если я умру от холода или голода, в мире не останется воронов. Или тебе по вкусу моя жена?» Ной вскричал: «Ах ты, ослушник! Разве я не приказал тебе посмотреть, не закончился ли Потоп? Лети прочь и побыстрее!» Но ворон не смирился: «Так я и думал! Тебе нужна моя жена!» В ярости Ной крикнул: «Неужели Господь не проклянет клюв, произносящий подобные речи?» И все, кто был в ковчеге, сказали: «Аминь!» Ной открыл окошко, и ворон, который успел обрюхатить свою подругу и других птиц, что были поблизости, таким образом, испортив их породу, улетел прочь, но вскоре возвратился. Ной опять послал его искать сушу, и он опять возвратился. На третий раз он не вернулся, пируя на трупах. Такой же приказ Ной дал голубю, который тоже вскоре возвратился, не найдя дерева, на котором можно было бы отдохнуть. Через семь дней он полетел вновь и возвратился к вечеру, неся в клюве сорванный листочек оливы. Голубь отправился в путь еще через семь дней и не возвратился. В первый день первого месяца Ной вылез на крышу ковчега и огляделся. Но увидел он лишь огромное грязевое море, простершееся до дальних гор. Даже надгробия Адама не было видно. До двадцать седьмого дня второго месяца ветер и солнце сушили землю, чтобы Ной мог выйти из ковчега.

Как только Ной коснулся ногой земли, он стал собирать камни и воздвигать алтарь. Бог «обонял приятное благоухание» сожженных приношений и сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его, и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, день и ночь не прекратятся». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю;…да страшатся и да трепещут вас все звери земные. и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские». А еще он разрешил всем есть мясо, но без крови, объяснив, что душа зверя в крови его, и ввел наказание смертью человеку или зверю, совершившему убийство. Потом Он поместил на небо Радугу и сказал: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится Радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Миф о потопе Единственный экземпляр этого таинственного текста был обнаружен в составе табличек Ниппурской библиотеки экспедицией Пенсильванского университета. Прочесть можно всего шесть небольших фрагментов текста, его начало и конец, равно как и предназначение, до

Из книги Тайна Ноева ковчега [Легенды, факты, расследования] автора Мавлютов Рамиль

Глава 9. Миф о Потопе - греческий и аккадский Параллельно мифу о Потопе из Книги Бытия существуют два других мифа: греческий и аккадский. Аккадский миф, в основе которого сказание о Гильгамеше, был известен у шумеров, хурритов и хеттов. В нем героя Утнапиштима

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

ИНДИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ПОТОПЕ А теперь отправимся в Индию - страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Легенда о потопе В рассмотренных нами мифах в качестве действующих лиц выступают боги. В сонме бессмертных, которые, однако, могли тяжело и даже смертельно «болеть», происходили самые разнообразные события, отражавшие земные дела, порой весьма прозаические. Однако в

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 5 Библейский царь Соломон и древности Стамбула = Иерусалима 1. Библия о царе Соломоне О царе Соломоне рассказано в кн. 3 Царств (2-11) и кн. 2 Паралипоменон (1–9). Соломон правит вслед за царями Саулом и Давидом. При этом Соломон с самого начала правит в Иерусалиме. Его

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Глава 2 Библейский Апокалипсис рассказывает об османском = атаманском завоевании XV–XVI веков 1. Краткое содержание Апокалипсиса В томе «Числа против Лжи», гл. 3 приведена датировка библейского Апокалипсиса концом XV века, полученная автором совместно с Г.В. Носовским.

Из книги Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) автора Кондратов Александр Михайлович

Легенды о потопе Легенды о потопе распространены в самых различных частях света, от Европы до Австралии. Конечно, речь идет в них не о библейском всемирном потопе, насланном за грехи людей, а о стихийных бедствиях - наводнениях, гигантских волнах-цунами, штормовом нагоне

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 Библейский царь Соломон и древности Стамбула = Иерусалима 1. Что рассказывает Библия о царе Соломоне О Соломоне говорят книги 3 Царств, гл. 2-11 и 2 Паралипоменон, гл. 1–9. Он правит вслед за царями Саулом и Давидом. При этом Соломон с самого начала царит в Иерусалиме,

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Индийские предания о потопе А теперь отправимся в Индию – страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности, в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

автора

Глава III. Рассказы о всемирном потопе Что говорят о нем разные племена и народы У многих, очень многих народов сохранилось до сих пор предание, что когда-то на земле был всемирный потоп.Говорят, весь земной шар был тогда покрыт водою, даже самые высокие горы скрылись под

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Что говорится о потопе в Коране Вот в этом-то и заключается главная неясность всяких сказаний о всемирном потопе. И правда, коли такой потоп действительно был, значит, это было не что иное, как чудо: он сам собой произойти не мог. Для этого, несомненно, потребовалось

Из книги Четвёртый ингредиент автора Брук Михаил

ГЛАВА 1. ИСТОРИИ НА БИБЛЕЙСКИЙ ЛАД. "ПОКУДА ЗЕМЛЯ СТОИТ, НЕ ПРЕКРАТЯТСЯ ПОСЕВ И ЖАТВА, ХОЛОД И ЗНОЙ, ЛЕТО И ЗИМА, ДЕНЬ И НОЧЬ", - да будут прощены эти слова тем, кто скажет их

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны

Кратко о статье: Наступление апокалиптического 2012 года взбудоражило фантазию писателей и режиссёров, сочиняющих сценарии конца света. Один из самых любопытных, незаслуженно мало представленный в искусстве, - Всемирный потоп и, возможно, последующее выживание в затопленном мире. «Мир фантастики» уверен: новая жизнь старой легенды ещё впереди!

Кругом вода

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП


Чтобы вам стало ясно, зря нам не спорить чтоб,
Вспомните про ужасный, про мировой потоп.
Страшный ужасный ливень всё затопил тогда...
Губит людей не пиво - губит людей вода!
Песня из фильма «Не может быть»


2012 год наступил, и поклонники роковых дат и цифр замерли в ожидании: грядёт ли Апокалипсис? А если грядёт, то каким он будет? Среди всех возможных версий конца света одна из наиболее правдоподобных (в свете данных о глобальном потеплении) - затопление всей суши или, по крайней мере, её части. То есть Всемирный потоп, который, согласно легендам, уже когда-то был. Давайте вспомним, что мы о нём знаем и насколько верны эти легенды.

ОТ ШУМЕРОВ ДО ИНДЕЙЦЕВ

Миф о Всемирном потопе - бродячий сюжет, встречающийся у самых разных культур практически в неизменном виде. Однажды бог (или боги) гневается на человечество, разверзает хляби небесные, и всё живое погибает под водой. Кроме горстки тех, кому предназначено вновь возродить род людской, потому что бог (или боги) сердитый, но отходчивый. Во многих версиях мифа эти спасённые помогают восстановить погибшую флору и фауну, так как захватили с собой на корабль или иное убежище представителей всех биологических видов. Заканчивается это всеобщим примирением божественного и человеческого. С предупреждением: если люди будут себя плохо вести - повторение водного шоу неминуемо.

Об этом рассказывали древние шумеры и их наследники - аккадцы и вавилоняне, жители Сирии и Палестины, Индии и Вьетнама, Индонезии и Филиппин, Австралии и Полинезии. Даже мифы индейских племен, от Аляски до Огненной Земли, повествуют о том же самом. При этом легенд о потопе нет в фольклоре Европы (кроме Греции, Уэльса, Литвы и некоторых цыганских племён), большей части Азии и Африки. Почему так - отдельная история, к которой мы вернёмся, когда будем говорить о гипотезах происхождения мифа.

Самая древняя его вариация - шумерская, известная из эпоса о Гильгамеше, одного из самых ранних литературных произведений в истории человечества. Главный герой поэмы отправляется странствовать по свету в поисках травы бессмертия. На краю земли Гильгамеш встречает царя Утнапиштима (его имя означает «нашедший жизнь долгих дней»), того самого «допотопного» героя, спасшегося от гнева богов. Те по непонятным причинам поклялись уничтожить человечество. Только бог Эа, в обход данной клятвы, предупредил Утнапиштима о грядущей катастрофе и показал ему чертежи корабля, который нужно построить, чтобы спастись. На корабль наш герой погрузил свою семью, имущество, зверей и птиц, а также мастеров-ремесленников, чтобы сохранить ремёсла и после потопа. Боги наслали бурю, которая бушевала семь ночей и шесть дней и только на седьмой день утихла, дав возможность кораблю Утнапиштима пристать к вершине горы. Трижды выпускал он различных птиц, чтобы те выяснили, не сошла ли вода, и только третья птица - ворон - не вернулась, потому что нашла сухую землю. После потопа Утнапиштим принёс жертвы богам, а те подарили ему и его жене бессмертие.

Считается, что рассказ Утнапиштима - вставка раннего, самостоятельного произведения в более позднее и масштабное. Эту гипотезу подтверждают тексты шумерской и аккадской историй о потопе, обнаруженные позже эпоса о Гильгамеше. Главного героя в них зовут соответственно Зиусудра или Атрахасис (эти заковыристые имена означают то же, что и Утнапиштим). Записи второй легенды сохранились лучше, и из неё стало известно, за что боги решили уничтожить людей. Оказывается, людей стало слишком много и они... слишком громко шумели, досаждая богам на небе! Вот такой демографический кризис по-аккадски. Если бы древние боги действительно существовали, к началу третьего тысячелетия они должны были и вовсе оглохнуть, так что сторонники версии второго Всемирного потопа могут быть не так уж и неправы.

Аналогичную легенду рассказывали и в Вавилоне. А библейская история Ноя с его ковчегом вообще практически повторяет её слово в слово. Разница только в одном: в легенде появляется нравственный мотив. Согласно Ветхому Завету, бог Яхве (Элохим) решил уничтожить человечество, потому что оно совершило слишком много грехов, а Ной был единственным праведником. Именно эта версия легенды стала канонической, оставив в нашем языке выражение «всякой твари по паре» (именно столько животных взял на свой ковчег Ной) и слово «допотопный».

СМЕЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА

Легенды о потопе у разных народов расходятся в небольших деталях - и в степени их экзотичности. Причиной наводнения часто называют нарушение того или иного табу - например, запрета поедать змей или определённый вид рыбы. Самая весёлая версия легенды - у одного австралийского племени. Аборигены рассказывают, что однажды некая лягушка проглотила всю питьевую воду на земле. Чтобы заставить её отдать всё обратно, другие звери решили её рассмешить - и несколько перестарались.

Есть разные версии, откуда взялось такое количество воды. Среди причин указываются не только ливень, как в ближневосточных легендах, или обильный снег, как у некоторых североа-мериканских индейцев, но и разлив моря, и вырвавшиеся на поверхность подземные воды. Количество выживших людей тоже разное: то это одна пара, то несколько, то семья или целое племя, а временами даже один человек. Аборигены острова Борнео, например, рассказывают, что потоп пережила только одна женщина, которая стала рожать детей от... сверла для добывания огня.

Любопытные подробности грехопадения приводит апокрифическая Книга Еноха. Согласно ей, человечество с пути истинного совратили исполины - потомки от браков ангелов со смертными женщинами. Именно они повинны в войнах, социальном неравенстве, появлении чёрной магии и других непотребных деяниях.

Свой потоп был у древних греков, и даже не один: в разных источниках упоминаются от двух до «множества». Самый известный - Девкалионов потоп, от которого спаслись только сын мятежного титана Прометея Девкалион и его жена Пирра. Им помогли не боги, а сам Прометей, рассказавший сыну, как построить корабль. После того как вода схлынула, они по совету речной богини Фетиды восстановили человечество весьма оригинальным способом: бросая себе за спину камни. Те, которые кидал Девкалион, становились мужчинами, а брошенные Пиррой - женщинами. Ещё в одной легенде говорится, что спаслись не только они, но и жители целого города Парнаса, потому что его основатель, сын Посейдона Парнас, владел искусством предсказания. Считается, что гнев древнегреческих богов вызвали человеческие жертвоприношения, которые Зевс не желал принимать.

В индуистской мифологии при потопе спаслась не пара людей, а всего один - Вайвасвата, один из Ману (родоначальников человеческого рода). Жена для него родилась из принесённой им жертвы. А вот зороастрийцы верят, что при потопе (который то ли был давным-давно, то ли ещё будет) лучше всего спасаться не на кораб ле, а в специально построенном убежище, где следует собрать людей, животных и растения.

Многие народы, знакомые с мифом о потопе, считают, что катастрофа рано или поздно повторится и спасутся опять-таки лишь немногие. В одном полинезийском племени даже держали специальные спасательные лодки «на случай потопа». Словом, идея гибели и последующего возрождения человечества из-за большого количества воды, похоже, прочно прописана в нашем коллективном бессознательном. Откуда она там взялась?

ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ПОТОП

Есть большой соблазн привести все истории о потопе к одному знаменателю и объявить, что такая катастрофа действительно была в истории человечества, и настолько глобальная, что запомнилась во всём мире. Подобные трактовки, похожие на сценарий голливудского блокбастера, бывают не менее экзотичны, чем некоторые мифы о потопе. Одна из них, активно тиражируемая книгами и сайтами вроде «Великие тайны и загадки Земли», гласит, что Всемирный потоп был вызван столкновением Земли с Луной. Якобы наш спутник изначально был ядром погибшей планеты Фаэтон, захваченным гравитационным полем Земли. Столкновение двух космических тел вызвало цунами и наводнения по всей планете, а попутно - гибель то ли динозавров, то ли Атлантиды; здесь авторы гипотезы путаются в показаниях. Идея, конечно, шикарная, жаль - не подтверждённая никакими научными данными.


Фантастической кажется и гипотеза, что вода, затопившая планету, пришла из её недр - из загадочных океанов, заключенных в глубинах земной мантии. Само существование таких океанов - только версия, хотя и основанная на данных сейсмографов со всего мира. Выдвинул ее американский исследователь Майкл Вайсешн. Всемирный потоп в этом случае мог выглядеть как неожиданный прорыв горячих вод из-под земной коры. Уровень океана поднялся, а водяной пар сконденсировался в атмосфере, и ливни довершили дело.


Более правдоподобна гипотеза Уильяма Райана и Уолтера Питмена из Колумбийского университета. По их мнению, в легенде о Всемирном потопе отразился глобальный подъём уровня мирового океана из-за таяния ледников. При этом пострадали в основном люди, жившие на берегах морей и в дельтах крупных рек, - а именно в таких местностях обычно рассказывали мифы о потопе. Эту версию подтверждают исследования берегов Чёрного моря: около 5500 года до нашей эры его уровень довольно быстро поднялся примерно на 50 метров, а площадь увеличилась примерно в полтора раза.

По другой версии, всё гораздо проще. Раз о потопе рассказывают не во всём мире, значит, и были эти наводнения не везде и не одновременно. По крайней мере, насчёт древнешумерского потопа можно точно сказать, что он был локальным. При раскопках древнего города Ур в 1927 году был обнаружен 20-метровый слой явно наносной глины без каких-либо следов человеческого присутствия, что может говорить о масштабном наводнении, вызванном многодневным ливнем. Археолог Леонард Вуллей, руководивший раскопками, сделал смелое предположение, что Утнапиштип, он же Ной, мог быть историческим лицом, вовремя принявшим меры по спасению своего племени от потопа. Вообще разливы Тигра и Евфрата не редкость: их следы не раз обнаруживали при раскопках. Правда, происходили они в разное время. Но мифологическое мышление не знает исторического отсчета лет, а родной город с окрестностями действительно был для древнего человека всем миром. Так что мифы разных народов могли отражать реально случавшиеся в данной местности наводнения или цунами. Непонятно только, почему, в таком случае, мифа о потопе нет в Японии, где цунами - в порядке вещей.

Наконец, легенды могут и вовсе не отражать никакой реальной истории, а быть своего рода «научной гипотезой». Фольклористы, собиравшие сказания Полинезии, обращали внимание, что аборигены показывали им как доказательство реальности потопа отпечатки морских моллюсков, обнаруженные на вершинах гор. Древнеримский автор Тертуллиан тоже рассматривал подобные находки как подтверждение библейского мифа. Сейчас нам известно, что геологические преобразования земной коры - процесс медленный. Но ещё в XIX веке, до Дарвина, одной из ведущих научных теорий была «теория катастроф», объясняющая все изменения в природе глобальными катаклизмами. Свой «катастрофизм», похоже, был и у древних людей: постепенное, эволюционное изменение в их головах не укладывалось, поэтому они сочиняли красочные легенды. А к легендам часто добавлялась мораль о недопустимости нарушения табу и этических норм, потому что они установлены богом (или богами) и их несоблюдение может вызвать гнев небес.

СУЕТА ВОКРУГ КОВЧЕГА

Зрелищная, наглядная и с доступной моралью, легенда о Ноевом ковчеге всегда была в первой пятёрке самых популярных ветхозаветных историй. Её любили изображать художники, а вот писатели не очень: в конце концов, мало что можно добавить к этому сюжету. Разве что чуть-чуть поглумиться над ним - уже в ХХ веке, когда это стало возможным.

ЧТО НАМ СТОИТ КОВЧЕГ ПОСТРОИТЬ?

В аккадской легенде об Атрахасисе, прототипе Ноя, описывается круглое судно, сплетённое из тростника, - по сути, огромная корзина. Само же слово «ковчег» означает «ящик», а не «корабль». Так что, судя по всему, он не был предназначен для целенаправленного плавания. Он нужен был, чтобы переждать потоп, неуправляемо болтаясь на волнах. Именно такой ковчег описывает и рассказ Утнапиштима: нечто вроде огромной шестиэтажной коробки.

О том, что художники, изображавшие Ноев ковчег кораблём, были неправы, писал ещё Марк Твен (между прочим, лоцман по профессии): «Конечно, плавать такой ковчег никуда не мог. На нём не было ни руля, ни парусов, ни компаса, ни помп, ни карт. Нигде не упоминаются лотлини, якоря, лаги или какое-нибудь другое оборудование, столь необходимое каждому кораблю».

Но как он строился? В Библии указаны все необходимые сведения, переданные Ною лично богом Яхве, и современным исследователям не составило труда это вычислить. Ковчег должен был быть трехъярусным, длиной 133,5 метра, шириной 22,25 метра, высотой 13,35 метров, и обладать грузоподъемностью 15-20 тысяч тонн. На постройку требовалось 37 200 кубометра древесины загадочного дерева гофер (не то кипарис, не то кедр), которую еще надо было заготовить и привезти, притом что в Месопотамии дерево ценилось на вес золота. Как пророк со всем этим справился? У читателей Библии вопросов не возникало: с Божьей помощью, конечно.

В одной из глав романа Джулиана Барнса «История мира в 10 ? главах» повествование ведётся от имени личинки червя-древоточца. Этот вид насекомых не взяли в ковчег, сочтя вредителями. Но несколько героических червяков всё же пробрались на борт, чтобы отравлять людям жизнь и в прекрасном новом «послепотопном» мире. Тема Всемирного потопа, стихии и спасения от неё проходит через всю книгу: тут и поиски ковчега на горе Арарат, и пираты-террористы, и путешествие в глубины джунглей по тропической реке, и история печально знаменитого плота «Медуза». А в последнем романе Жозе Сарамаго «Каин» одноимённый главный герой попадает на Ноев ковчег, чтобы в конце концов стать причиной смерти последних людей на земле, - Сарамаго беспощаден к человечеству.

Сценарию истории про Ноев ковчег следует Роланд Эммерих в масштабном фильме-катастрофе «2012». Библейскую гиперболу, что вода покрыла землю «выше самых высоких гор», он трактует буквально - гигантское цунами захлёстывает Гималаи. Есть в этой истории и гигантские корабли-ковчеги, которым удаётся спасти больше людей, чем библейскому. Есть даже персонаж по имени Ной (Ноа) - сын главного героя.

Создателей комедии «Эван Всемогущий» никак нельзя упрекнуть в эммериховском пафосе. Они, однако, буквально следуют библейской легенде: Бог является к конгрессмену Эвану и велит ему построить ковчег. Все окружающие дружно насмехаются над «новым Ноем». Насмешкам способствует и то, что Бог настоял на «аутентичном» виде строителя: древний балахон и длинная борода. К счастью, вместо всемирного потопа здесь происходит локальный, хотя и потенциально очень опасный.

ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА

Ной причалил к горе Арарат - ныне это территория Турции. При таком точном указании места неудивительно, что кладоискатели обшаривали склоны Арарата ещё с IV века нашей эры, - ведь в Средние века Библия считалась настоящим учебником истории. Марко Поло уверенно писал: «В этой стране, Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться».

В 1893 году американец Джон Джозеф тщетно просил у турецкого правительства разрешения на вывоз из страны Ноева ковчега с целью… представить его на Всемирной выставке в Чикаго. Надо заметить, что еще до этой истории Джозеф лечился в психиатрической лечебнице - не из-за ковчега, а потому что именовал себя принцем Нури и архиепископом Вавилона. Есть легенда, будто в 1916 году русский лётчик Владимир Росковицкий увидел ковчег с воздуха. И будто в этом же году Российской империей была снаряжена экспедиция, которая якобы отыскала ковчег и сделала множество снимков, но все они - какая незадача! - были утрачены во время революции. Впрочем, само существование лётчика Росковицкого не подтверждено документами.

Многие исследователи отождествляют библейские «горы Араратские» с Армянским нагорьем в целом, где находилось древнее государство Урарту. Здесь, тридцатью километрами южнее Арарата, в 1957 году с воздуха был сфотографирован объект, напоминающий по форме корабль. Правда, большинство ученых считает, что он имеет естественное происхождение. Пытались искать Ноев ковчег и в Иране. Экспедиция американского Института библейских археологических поисков и исследований объявила, что нашла ковчег, но не представила документальных свидетельств.

В 1993 году некий Джордж Джаммал демонстрировал на американском телевидении кусок дерева - якобы обломок ковчега. Позже оказалось, что это был специально обработанный кусок железнодорожной шпалы. Последнее «явление ковчега народу» состоялось в 2009 году, когда китайско-турецкая экспедиция обнародовала видеосъёмку некоего огромного деревянного объекта, вмёрзшего в лёд. Но исследователи отказались сообщать место съёмки, что лишило их находку всякого научного смысла. Если Ноев ковчег существовал, то он определённо ещё ждёт своего Индиану Джонса.

Писатели и режиссёры особенно любят топить и разрушать Японию, которая и в реальности постоянно страдает от землетрясений и цунами. Саке Комацу в романе «Гибель дракона» описал, как его родина уходит под воду в результате вулканической активности. По мотивам его романа снят фильм-катастрофа «Япония тонет», а также пародийная лента «Весь мир, кроме Японии, тонет», в которой гибнут все остальные страны света, что приводит к нашествию в Страну восходящего солнца не очень любимых там «гайдзинов» (иностранцев).

Финал фильма Стивена Спилберга «Искусственный интеллект» демонстрирует мир, который уже пережил Всемирный потоп: человечество уничтожено, земля покрыта водой, и оставшегося «в живых» маленького робота спасают другие роботы. А в комиксе и фильме «Небесный Капитан и мир будущего» от потопа и вовсе не осталось следа. Зато есть космический корабль, исполняющий роль ковчега с животными и учёными, после отлёта которых Земля должна быть уничтожена. Этого, благодаря главным героям, не происходит.

Образ Ноева ковчега стал отправной точкой для целого фантастического поджанра под условным названием «звёздный ковчег». Действие таких произведений разворачивается внутри огромных космических кораблей, которые летят к далёким звёздам уже много столетий, поэтому внутри них успела сформироваться собственная культура. Один из самых известных образцов - роман Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной».


Легенда о Всемирном потопе, в силу своей известности, давно рассыпалась на мелкие детали и намёки, смысл которых хорошо понятен всем, кто знаком с Библией хотя бы в пересказе. Так, многодневный дождь в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» должен напомнить то самое стихийное бедствие, с которого начался потоп. Да и город из «Гадких лебедей» братьев Стругацких, в котором всё время идёт дождь, тоже производит апокалиптическое впечатление. И действительно, город в финале будет буквально смыт этим дождём.


ОСТРОВА В ОКЕАНЕ

А если всё-таки быть оптимистом и представить, что человечеству даже Всемирный потоп не стал помехой, чтобы жить дальше? Подумаешь, вместо земли теперь вода - какие мелочи! Будем жить на кораблях, каждый из которых - практически ковчег. Да и на немногочисленных оставшихся островках суши тоже можно неплохо обустроиться. Любители водных просторов наверняка найдут такой вариант постапокалипсиса весьма романтичным.

Такая разновидность мира после катастрофы была бы, наверное, очень популярной, если бы не коммерческая неудача фильма, ставшего эталоном Земли после потопа. Речь, конечно, о скандально известном и культовом «Водном мире» Картина мира, погрузившегося под воду после таяния полярных льдов, впечатляет размахом. Люди живут на кораблях и в плавающих деревнях посреди океана, а более всего здесь ценятся растения, почва и пресная вода. Что до легендарной суши, то её поиски - нечто вроде поисков Святого Грааля. Своей «грязной» стилистикой и брутальным сюжетом «Водный мир» напоминает «Безумного Макса». Однако ему повезло в прокате гораздо меньше: фильм собрал очень небольшую кассу в США (хотя и весьма приличную - по миру, а также хорошо продавался на видеоносителях), был номинирован на четыре «Золотых малины» (досталось даже Кевину Костнеру) и получил неважные отзывы критиков. Видимо, поэтому водная сага так и не была продолжена, да и вкладываться в аналогичное кино у продюсеров желания не возникло. Жаль, идея была многообещающая.

«Водный мир» был далеко не первым представителем «водного постапокалисиса». В сюрреалистическом романе Джеймса Балларда «Затонувший мир» конец света наступает постепенно: ледники медленно тают, города погружаются под воду один за другим, заставляя людей перебираться вглубь континентов, в жаркие влажные джунгли.

Подростковый роман Джулии Бертанья «Водный мир» не имеет к фильму никакого отношения, хотя тоже повествует о выживании человечества в эпоху таяния льдов. Человечество здесь делится на обитателей гибнущих островов и обеспеченных жителей высокотехнологичных плавучих городов Верхнего мира, в которых царит тоталитаризм. Разумеется, «счастливчики» не желают пускать к себе чужаков. И разумеется, достаточно одной маленькой храброй девочки (напомню, книга подростковая), чтобы дать человечеству новую надежду.

Каким будет мир после водного апокалипсиса? Фантастика даёт на этот вопрос два противоположных ответа. Например, в книге Вадима Еловенко «Мы - силы» люди затопленного мира вступают в смертельную схватку за оставшиеся ресурсы, и общество погружается в хаос. А вот у Яны Дубинянской в «Глобальном потеплении» ничего катастрофического не происходит. Да, на территории бывшего СССР из-за глобального потепления царит страшная жара, на Соловках теперь модный курорт, а Украина наполовину затоплена. Но война начнётся не из-за этого, а из-за обнаруженной где-то в Черном море загадочной «капсулы всеобщего счастья».

Легенда о Всемирном потопе растворена в нашей культуре до такой степени, что, кажется, уже почти не интересует писателей и режиссёров сама по себе. Возможно, мода на постапокалипсис заставит их, затерев до дыр все возможные вариации фантастических миров, вернуться к водному. Ведь в этом сюжете, помимо смертей и ужасов, есть ещё и своеобразная жуткая красота. Не случайно один из лучших «Всемирных потопов» в живописи принадлежит великому маринисту Айвазовскому.

Которое когда-то уничтожило землю. Миф о всемирном потопе встречается в фольклоре самых разных народов практически на всех материках. Он отсутствует в мифологических системах многих центрально- и южноафриканских племен и есть далеко не у всех индейцев Северной и Южной Америки, но в Евразии, особенно на Ближнем Востоке и в Европе, эта легенда – одна из первооснов представлений о мироустройстве….

Древний Вавилон: потоп как божественная «демографическая политика»

В шумеро-аккадской мифологии существовало несколько мифов о потопе. На известной древнейшей табличке, найденной и опубликованной в начале XX века Арно Пёбелем, сохранилась только треть первоначального текста. Но то, что осталось, согласуется с более поздними аккадскими поэмами, по которым и реконструируют древневавилонский миф о потопе. Согласно шумерской легенде, затопить землю решили боги, которые оказались недовольны своим собственным творением.

В вавилонском мифе решение о потопе было предпринято на совете богов. Катастрофа длилась неделю, а спасся после нее только предупрежденный жрецом одного из богов Зиусудра. Он пережил потоп на своем корабле, а сойдя с него, поклонился богам и принес им жертву, чтобы они разрешили Зиусудре продолжить жизнь на земле. Аккадская поэма о конце света датируется II тысячелетием до нашей эры. В ней боги создают 7 мужчин и 7 женщин, которые всего за дюжину сотен лет дают так много потомства, что начинают «сильно шуметь» и беспокоить богов.

Уставшие от людей боги насылают на них сначала страшные болезни, затем засуху. Спасают от апокалипсиса только советы мудрого Атрахасиса, который говорит, что нужно принести богам жертвы и построить храм. В конце концов, боги решают погубить человечество, но один из них (Энки) показывает Атрахасису, как построить ковчег и говорит ему взять с собой жену, рабов, разных животных, «травоядных и диких». После потопа Атрахасис продолжает человеческий род. Бог Энлиль, узнав, что людям дали спастись, гневается. Он не хочет, чтобы они снова «расплодились». Но богиня Нинту предпринимает меры для борьбы с последующим переселением. Она создает демонов, которые отбирают души у младенцев, и вводит запреты на роды для жриц.

Вавилонские сказания о потопе формально считаются старше библейских, поскольку самая древняя из табличек датируется XVII веком до нашей эры.

Однако, то, насколько они согласуются с библейской историей Ноя , только подтверждает гипотезы ученых о том, что в основе ближневосточных мифов о великом потопе лежит сохранившаяся память о когда-то реально имевшем место событии. По шумерским источникам иногда даже пытаются восстановить его возможную дату. Так, по списку царей, в котором указано точное количество лет, прошедших от потопа до правления последнего государя, выходит, что катастрофа произошла за 33,9 (по другим исследованиям, за 35,4) тысячи лет до нашей эры.

Ноев ковчег

Классическая библейская легенда знакома всем с детства. Именно из неё ведет свое происхождение выражение «допотопные времена» и голубь как символ мира. Это предание пришло в Ветхий завет из еврейской Книги Бытия. Потоп в Библии, как и в шумерских источниках, был карой за человеческие проступки, посланной на землю, чтобы уничтожить все живое на ней. Но причина божественного гнева заключалась не просто в раздражении, как в вавилонском тексте.

Кроме того, в отличие от Энлиля, которому не нравились люди, библейский бог изначально хотел, чтобы после потопа на земле началась новая жизнь.

Люди, по мнению бога, стали слишком безнравственными и перестали соответствовать замыслу творца. Поэтому он решил оставить в живых лишь единственного праведного из них. Как все ветхозаветные герои, Ной был человеком довольно «преклонного» по современным меркам возраста. Ему было уже 600 лет, когда он построил ковчег (который сооружался на протяжении века). Библейское время течет по-другому, поэтому известные 40 дней после конца света, в которые Ной ждал, пока прекратится наводнение, а потом почти год поисков им суши только современному человеку могут показаться неправдоподобно долгими.

Индийские мифы о потопе

Дж. Фрэзер приводит в своей книге «Фольклор в Ветхом завете» пример легенд о потопе в современной Индии. В фольклоре одного из племен когда-то давно рыба предупредила «доброго человека», который не стал ее есть, о предстоящем конце света и посоветовала ему сделать огромный ящик, чтобы спастись. По этому совету человек зашел в сооруженный им «ковчег» с сестрой и петухом. Потоп действительно состоялся, и после того, как все живое на земле было уничтожено, Рама нашел спасшегося и его сестру по пению петуха. От их кровнородственного брака в последствие родилось 7 сыновей и 7 дочерей, от которых и ведут происхождение все современные люди.

В мифологической системе другого племени в живых после потопа остались две пары. Один мужчина и женщина спрятались на верхушке дерева, которое росло на вершине самой высокой горы, и ждали там, пока вода сойдет. Но пока они сидели на ветвях, бог превратил эту пару в тигров и послал на гору других людей, которые должны были продолжить род человеческий. Присланные богом люди сначала убили превращенных хищников, а затем начали плодиться и размножаться, чтобы снова заселить мир людьми.

Вполне очевидно сходство индийских мифов о потопе с библейскими.

Одни исследователи объясняют это арийским завоеванием, другие – возможными контактами с семитскими народами. При этом в Ведах, как отмечает Фрэзер, никаких мифов о потопе не было. А вот в более поздней литературе на санскрите эти легенды стали появляться. В одной из наиболее популярных богу Ману также попадается рыба, которая просит взрастить её и отпустить и предупреждает его о потопе. После потопа он остается один и вопрошает о потомстве. Ману приносит жертвы воде молоком, маслом и творогом, надеясь продолжить род. И со временем из пролитого им жертвенного молока и творога рождается его женщина-дочь, через которую он дет начало всем современным людям.

Ксения Жарчинская