Этапы становления аддиктивного поведения. Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов поведения Основные подходы к изучению аддиктивного поведения

Аддиктоло́гия (англ. addiction - зависимость, лат. logos - учение) - наука об аддиктивном (зависимом) поведении. Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.

Аддиктология как самостоятельное направление появилась в США в конце 80-х годов как раздел наркологии, связанный с алкоголем и психоактивными веществами. На сегодняшний день аддиктология находится на стыке психиатрии, клинической психологии и наркологии и рассматривает проблему аддиктивного поведения с разных сторон.

В России (тогда СССР) термин аддиктивные расстройства был впервые предложен одним из основоположников современной аддиктологии, профессором Короленко Ц. П. в начале 70-х годов. Им же в 2001 году была предложена первая в России классификация нехимических аддикций.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение является одной из форм девиантного поведения и выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. То есть человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации , которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Фиксация может быть связана с воздействием изменяющего психическое состояние вещества, участием в каком-то виде активности, включая, например, игровую, и т. д. Особенность фиксации заключается в том, что она влечет за собой сильное желание повторить пережитое измененное состояние ещё раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализациях, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная.

Классификация зависимого поведения

Согласно Ц. П. Короленко, зависимое поведение можно классифицировать на:

Химические аддикции - связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих состояние. Многие из этих веществ токсичны и могут вызывать органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. К химическим аддикциям относят следующие:

  • Алкогольная аддикция
  • Наркомания
  • Токсикомания

Нехимические (поведенческие) аддикции - аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ. В западной литературе для обозначения этих видов аддиктивного поведения чаще используется термин поведенческие аддикции . К нехимическим аддикциям относят следующие:

  • Гэмблинг
  • Интернет-аддикция
  • Работоголизм
  • Созависимость
  • Ургентная аддикция
  • Религиозная аддикция
  • Социальная организация как аддиктивная фиксация
  • Шоппинг
  • Эротические аддикции
  • Любовные аддикции и аддикции избегания
  • Сексуальные аддикции
  • Со–сексуальная аддикция
  • Киберпорно–аддикция

Аддикции к еде - промежуточные аддикции, характеризующиеся тем, что задействуются непосредственно биохимические механизмы.

  • Анорексия
  • Булимия

Личностные особенности, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение характерно для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни.

Таким образом, можно выделить следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  • Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  • Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
  • Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
  • Стремление говорить неправду.
  • Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
  • Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
  • Стереотипность, повторяемость поведения.
  • Зависимость.
  • Тревожность.

Основные подходы к изучению аддиктивного поведения

1. Персонологический подход , согласно которому одни типы личности более склонны к аддиктивному поведению, чем другие. Например, изучая случаи алкогольной зависимости, был сделан вывод, что специфической алкогольной личности не существует.

2. Психодинамический подход подчёркивает множественную причинность, зависящую не только от особенностей личности, но и от окружения и особенностей взаимодействия личности с окружением. Личностные особенности играют роль лишь предрасполагающих факторов.

3. Мотивационный подход к изучению аддиктивного поведения отражён в теории реактивного сопротивления. Согласно её положениям, мотивация актуализируется тогда, когда появляется угроза свободе поведения индивида. Реактивное сопротивление имеет следующие основные параметры: предварительное ожидание свободы, сила угрозы свободе, важность свободы для личности, соотнесение угрозы со своей свободой.

4. Теория социального научения позволяет анализировать факторы, вызывающие и подкрепляющие употребление психоактивных агентов.

5. Теория ожидаемого действия включает в модель аддикции когнитивный компонент. Аддикция понимается здесь как альтернативная реакция преодоления. Ожидание позитивных эффектов от наркотиков повышает вероятность такого понимания. Соответственно, потребление позволяет нивелировать чувство ответственности за свои действия.

В книге представлены основные разделы психологии аддиктивного поведения, охватывающие описание концепции аддиктивного поведения, причин возникновения аддикций, классификации аддикций, их диагностики, коррекции и терапии.

Приводится анализ психологических механизмов формирования и развития аддиктивных расстройств, описана общая психодинамика, характерная для химических и нехимических (процессных) аддикций. Обсуждается значение в развитии аддикций предрасположенности, связанной с наличием диффузной идентичности, сформировавшейся в результате дисфункциональных семейных отношений и неадекватно-го семейного воспитания. Описана специфика аддиктивной идентич-ности. Предлагается новая методика ее диагностики.

Приведены критерии диагностики аддиктивной личности. Анализируются новые, не описанные ранее виды аддикций: религи-озная, сексуальная, со-сексуальная, порноаддикция и др. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие влияние кризиса сексуальной идентичности на возникновение аддикций.

Выделяются признаки интернет-аутизма у подростков. Анализируются факторы риска возникновения интернет-зависимо-сти, способы ее предупреждения и коррекции у лиц молодого возраста. Книга рекомендуется как учебное пособие, предназначенное для обе-спечения учебного процесса в высших образовательных учреждениях и рассчитано на студентов, преподавателей, аспирантов и соискателей, а также врачей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, социальных педагогов и всех тех, кто интересуется проблемой влияния культуры отчуждения на формирование аддиктивного поведения.


Предисловие............................................................................. 5

Глава 1. Психодинамические механизмы аддикций ........... 21

1.1. Дефиниция аддикций и формы аддикций......................... 21

1.2. Значение аттачмента......................................................... 25

1.3. Значение личностных факторов......................................... 35

1.4. Эго-системы и аддикции.................................................... 37

1.5. Переживание скуки как триггер аддикций.......................... 39

1.6. Аддиктивная идентичность в постсовременной культуре.... 41

1.7. Автоматизм и компульсивность в динамике аддикций..... 56

1.8. Межличностные отношения аддикта......................... ....... 65

1.9. Проблема психологической и физической зависимости

и ее симптомов........................................................................ 78

1.10. Общая психодинамика аддиктивных расстройств........... 83

1.11. Роль семейного воспитания............................................. 95

1.12. Роль социальных факторов

в постмодернистской культуре............................................... 105

1.13. Аддикций в экстремальных условиях............................ 111

1.14. Аддикций и самоконтроль.............................................. 114

1.15. Общность психодинамических механизмов химических

и процессных аддикций......................................................... 119

Глава 2. Классификация аддикций ...................................... 131

2.1. Нехимические аддикции.................................................. 131

Гэмблинг .................................................................................. 131

Интернет- аддикция .................................................................. 135

Работоголизм .......................................................................... 151

Созависимость ......................................................................... 160

Ургентная аддикция .................................................................. 192

Социальная организация как аддиктивная фиксация ..................... 200

Религиозная аддикция ................................................................ 205

Шоппинг ................................................................................... 218

Аддикции к еде ........................................................................... 227

Эротические аддикции ............................................................... 243

Любовные аддикции и аддикции избегания .................................... 243

Сексуальные аддикции. Инцест .................................................. 253

Co- сексуальная аддикция ................................ 268

Киберпорно- аддикция ............................................ 269

2.2.Химические аддикции....................................................... 274

Алкогольная аддикция ................................................................. 274

Наркомании и токсикомании ............................................. 284

Глава 3. Дети химических аддиктов ................................ 291

Глава 4. Методика диагностики аддиктивной
идентичности
..................................................................... 305

Глава 5. Психологическая коррекция и терапия
аддиктивного
поведения .................................................. 318

5.1. Основные подходы к коррекции аддиктивных нарушений. 318

5.2. Психоанализ аддикции....................................................... 369

5.3.Программа психологической коррекции аддиктивного

поведения............................................................ 385

5.4. Саморегулятивный тренинг как средство гармонизации
аддиктивной идентичности...................................................... 466

Литература ........................................................................... 484

Глоссарий .................................................................. 513

Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Паттерны поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы, как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптация к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.

Функции семьи: воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция.

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

Уже в пренатальном периоде ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е. отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. (Ершова, Микиртумов, 2006). Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения – самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком. Ребенок появляется на свет с чувством базальной тревоги. Если во время первых контактов родители не удовлетворяют потребность в безопасности, то реальность для ребенка может всегда оставаться фрустрирующим фактором.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как «соучастник» во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве. Здесь важно отметить, что и некоторые психосберегающие подходы в воспитании в искаженном виде могут внести свой вклад в осложнение процессов адаптации. Часто детская психика не оберегается там, где это необходимо, и с особой тщательностью оберегается в тех случаях, когда целесообразней дать ребенку возможность стать полноправным участником тех или иных событий, какой-то деятельности с правом выбора и с формированием своей позиции, своего мнения.

В формировании аддиктивных механизмов родительское программирование имеет большое значение. По Э. Берну «Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» (Берн, 1995). По сценарию человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами, то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты – уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства. Совсем не обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика выбирает профессию врача-нарколога). Но «алкоголизм родителей порождает социальные проблемы у детей…»(Горьковая, 2007). Социальные проблемы детей порождаются и другими видами аддиктивного поведения родителей.

Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу, которая выражается в том, что дети из этих семей становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится (формирование генерационного цикла аддикции).

Члены семьи обучаются языку аддикции. Когда приходит время образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень, т. к. эти люди опознают то, что им нужно. Родители обучают детей своим стилям жизни в системе логики, которая соответствует аддиктивному миру. Этому способствует эмоциональная нестабильность.

Важен анализ особенностей людей, находящихся в близких отношениях с аддиктами. Мы привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей, которые находятся рядом с ним. Но другая сторона этого явления заключается в том, что эти люди могут влиять на аддикта определенным образом, способствуя аддикции, провоцируя её, мешая коррекции этой аддикции. Здесь мы выходим на проблему созависимости. Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции. Аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет конкретную роль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с аддиктом, созависимые передают детям свой стиль, закладывают в детей незащищенность и предрасположенность к аддикции.

Так же, как аддикт приобретает сверхозабоченность аддиктивным агентом, также созависимый человек всё больше фокусируется на аддикте, его поведении, употреблении им аддиктивного агента и т. д. Этот соаддикт изменяет своё собственное поведение в ответ на стиль жизни аддикта. Изменение поведения может включать попытки контроля над выпивкой, над проведением времени, над социальными контактами, особенно с теми, кто тоже имеет аддиктивные проблемы. Созависимый старается любой ценой удержать мир в семье, стремится изолировать себя от внешних активностей. Он оказывается в своей основе фиксированным на аддикте и его стиле жизни. Черты, характерные для созависимости:

    комплекс отсутствия честности (отрицание проблем, проекция проблем на кого-то, изменение мышления настолько выражено, что оно носит характер сверхценных образований);

    неспособность распоряжаться своими эмоциями здоровым образом (неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление эмоций, замороженные чувства, отсутствие контакта с собственными чувствами, фиксация на какой-то одной эмоции (обида, месть и т. д.) и неумение отвлечься от неё);

    навязчивое мышление (прибегание к формально-логическому мышлению, создание формулы и подчинение всего этой формуле);

    дуалистическое мышление (да или нет без нюансов);

    перфекционизм;

    внешняя референция (направленность на других);

    низкая самооценка вследствие последнего;

    постоянная тревожность и страх;

    ригидность;

    частые депрессии и т. д.

Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их главные цели: определить чего хотят другие люди и дать им то, чего они хотят. В этом успех созависимых. Они не представляют себе жизни наедине с собой. Созависимые стараются манипулировать и контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя незаменимыми. Они нуждаются в том, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль мучеников, страдальцев. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему для блага людей. Созависимые спасают аддиктов от наказания, скрывают происходящее, как будто ничего не происходит, тем самым лишая аддикта всякой ответственности за своё поведение.

отсутствие осознания болезни, характера ситуации;

подсознательное желание быть незаменимым, необходимым для аддикта (это желание может превращаться в желание осуществлять контроль и власть).

Таким образом, среди внешних факторов, сопутствующих аддиктивному поведению, особое место принадлежит семье как основному институту социализации человека.

С современном обществе наблюдается значительный рост шопоголизма среди подростков. Впервые о шопоголизме, как о болезни психологи заговорили еще в XX веке. Он зародился в условиях американского общества материального потребления, и широко распространился по всему миру, пропагандируя стереотипы успешности, гармоничности и счастливой жизни, зависимые только от шопинга, навязываемыми СМИ . В Италии, Испании и Шотландии в «магазинную» зависимость попало около 50% девушек подросткового возраста. По подсчетам психиатров, шопоголизмом страдает уже 10% населения планеты. И эта цифра имеет тенденцию к быстрому увеличению, т.к. современные технологии существенно облегчают процесс совершения покупок . Подростковый и юношеский возраст составляют наибольшую группу потребителей. Ребенок-подросток имеет право зарабатывать свои карманные деньги, которые может тратить на себя. Именно поэтому на рынке стал выделяться целый сегмент торговли, ориентированной на подростков .

Исходя из данных А.Е. Орловой, одна пятая населения развитых стран не в силах удержаться от новой вещи в не зависимости от ее надобности . Согласно исследованиям С.А. Морозовой, Э. Крепелина, М.А Петровой, Л.В Левиной, Н.В Дмитриевой, шопоголизм - это форма нехимического аддиктивного поведения, которая сопровождается маниакальной зависимостью от покупки новых предметов с целью удовлетворения своих потребностей, может иметь схожие симптомы с другими зависимостями. Ц.П. Короленко отмечает, что все аддикции возникают посредством последовательного чередования определенных психологических состояний, когда сильное переживание, как эмоциональная боль, одиночество, сменяется противоположными, т.е. положительными ощущениями, тем самым аддикт запоминает процесс приобретения данного способа возникновения положительного состояния. «Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим. Мучительные события жизни у лица, не имеющего ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья» . Так как шопоголизм - это аддикция, то покупка вещи, это повод ощущения счастья или аттачмент. На развитие шопоголизма влияют стереотипы, которые сформировались еще в раннем детстве. Ощущения, которые дети испытывали при получении подарков или посещении магазинов, хорошо запоминались ими, формируя аттачмент т.е. сильную эмоциональную фиксацию при получении «заветного приза» в магазине, что может привести к формированию шопоголизма.

Подростки из-за своих психовозрастных характеристик имеют склонность к аддиктивному поведению. Такая личностная склонность имеет определенные компоненты, которые проявляются постепенно:

Отсутствие мотивации успеха вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности;

Несформированность функции прогнозирования поведения;

Низкий уровень самосознания, а также отсутствие навыков рефлексии;

Низкий уровень самоуважения до неприятия образа собственного «Я»;

Самозащита от деятельности при появлении трудностей;

Противоречивость между самооценкой и уровнем притязаний;

Склонность к бегству от реальности в ситуации фрустрации .

Р.В. Овчарова отмечает, что «провоцирующими факторами аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим факторам также необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби)» . В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова считают, что главной причиной шопоголизма, как и другой аддикции, является стресс. По их словам, шопоголиком может стать любой человек, вне зависимости от его достатка и статуса. Следовательно, не все люди, которые с удовольствием посещают магазины - шопоголики. Шопоголик - это, прежде всего, тот, кто периодически, не задумываясь о значимости, стоимости и необходимости предмета покупает его, покупка - это своеобразное временное избавление стресса .

Согласно результатам исследований А.Е. Орловой, когда человек увлечен шопингом, его способность здраво и рационально мыслить снижается, и при этом значительно возрастает напряжение в отделах мозга, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, поэтому личность во время покупки может испытывать сильное возбуждение, эйфорию. Однако после совершения ненужных покупок многие раскаиваются, испытывают сожаление, огорчение, разочарование. О. Б. Симатова и К.В. Гранина считают, что одной из психологических особенностей, характерных для лиц, склонных аддиктивному поведению (в том числе и шопоголизму) - высокий уровень тревожности. Отмечается, что повышенная тревожность вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции .

Причин развития шопоголизма достаточно много. В большей степени - это психологические причины: детские травмы психики или предрасположенность человека к депрессиям, которая начинает проявляться еще в подростковом возрасте. Причинами увлечения шопингом могут также стать личностные психологические и социальные проблемы человека .

Ц.П. Короленко приводит следующие причины шопоголизма:

− на гормональном уровне - недостаток серотонина, обеспечивающего положительный эмоциональный фон настроения;

− на психологическом уровне - отсутствие удовлетворительных взаимоотношений с родителями, детьми, переживание недовольства собственной личностью, недостаточная самореализация;

− на социальном уровне - стиль жизни, декларируемый современным обществом, соответствие которому коррелирует с достаточно высоким статусом и социальной успешностью личности, но провоцирует отчуждённость, одиночество, отсутствие взаимопонимания .

Как отдельные причины зависимости от покупок Ц.П. Короленко выделяет чувство вины, внутренней недостаточности, конфликтность и подавление ярости . Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина говорят, что чувство вины и стыда у шопоголика возникает из-за неумения контролировать собственные желания и действия . Зависимость от шопинга, по Орловой А.Е., сопровождается временной потерей контроля над своими действиями, из чего делается вывод - это психической отклонение от нормы. Некоторые психологи говорят, что шопоголизм - это некая форма нездорового пристрастия, как например, к алкоголю, наркотикам или другим ПАВ . По определению С.А. Кулакова, шопоголизм для многих людей является заменяющей аддикцией, так зависимых от алкоголя, у которых произошла замена на зависимость от покупок, как на более легкую. Со стороны социума шопоголизм выбирался и даже одобрялся, как «меньшее из двух зол» .

Исходя из данных Ю.В. Железняковой, в основе практически всех зависимостей лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности. Поэтому зависимость представляет собой личностное нарушение, которое выражается в неумении структурировать свое сознание внутренними стимулами . О. Б. Симатова подчеркивает, что «основным мотивом личности, склонной к аддиктивному поведению, является активное стремление к изменению неудовлетворяющего её психического состояния. При этом у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями» . Шопоголизм может развиться как возможность некого ухода от реальности, т.е. от обыденной жизни, в мир, где покупки могут доставить удовольствие и быть тем, что поможет удовлетворить психическое состояние.

Психологический анализ шопинг-аддиктов, по мнению М.А. Петровой, обнаруживает, что им свойственны серьёзные проблемы, связанные с самооценкой, и чувство изолированности в окружающем мире. Шопинг-аддикты используют акты совершения покупок в качестве инструмента для решения различных психологических проблем. Покупки помогают многим шопинг-аддиктам почувствовать себя увереннее, повысить свою самооценку . Данные психологического анализа шопоголиков можно сравнить с психовозрастными характеристиками подростков, склонных к аддиктивному поведению по Ц.П. Короленко.

Признаки шопоголизма как аддиктивного процесса Ц.П. Короленко представил в виде следующих компонентов: компульсивность к неконтролируемой покупке ненужных предметов, которые к тому же часто не могут быть оплачены; растущее внутреннее напряжение, которое сразу исчезает после совершения покупки; проходящее чувство радости при покупке; чувство вины после совершения покупки.

В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова выделяют виды шопоголиков и их отличительный признак:

  1. «Спонтанный шопоголик - совершенно не считает себя зависимым, спокойно посещает магазины, намереваясь приобрести что-то определенное, но в процессе посещения может купить нечто незапланированное, то что ему понравилось или соблазнило своей низкой ценой.
  2. Осознанный шопоголик - совершает сознательный поход по магазинам, главной целью которого является поднятие своего настроения или снятие стресса.
  3. Целеустремленный шопоголик - не отдает отчет своим действиям, а по возвращении домой не может вспомнить и внятно объяснить, на что именно были потрачены его деньги.
  4. Разумные шопоголики - приобретают предметы и услуги, необходимые в быту или для ухода за собой, но в гораздо большем, чем нужно, объеме.
  5. Истинный шопоголик - приобретает в магазине все, что видит, не отдавая себе отчета в том, что и зачем он делает».

К факторам развития тревожности можно отнести взаимоотношения с родителями, сверстниками, внутриличностный конфликт, чувство вины, психологические проблемы, одиночество и депрессии. Не смотря на то, что тревожность является психологической характеристикой, влияющей на поведение человека. Она представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, смятения, с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. О.Б. Симатова полагает, что оптимальный уровень тревожности необходим человеку для эффективного приспособления к действительности .

По мнению М.А. Петровой, личность, склонную к шопоголизму характеризует циклотимный тип акцентуации характера. Люди данного типа отличаются волнообразной сменой настроения и поведения. Следовательно, радостное событие пробуждает у них жажду деятельности, рождает яркие эмоции, порождает словоохотливость. Что-то печальное приводит к грусти и подавленности, к замедлению реакции и заторможенности, к вялости и безынициативности. Выделяется также демонстративный тип акцентуации, так как он, по ее мнению, характерен для лиц с высоким уровнем склонности к шопоголизму. Основными особенностями демонстративного типа являются: эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Им движут стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы, перспектива быть не замеченным угнетает его .

Низкая самооценка, ее также можно выделить как фактор тревожности, но это одна из причин к шопоголизму, так как из-за низкой самооценки появляются трудности в общении и адаптации подростка к условиям современного общества, то шопинг дает иллюзию власти, т.е. повышение самооценки через покупки и учтивое отношение продавцов. Повышение ассертивности подростка в альтернативных образовательных средах на основе развитие самостоятельности является базовым условиям для успешной адаптации к окружающей среде, определению позитивной «Я-концепции», успешной самореализации, что позволяет предупреждать аддиктивное поведение в форме шопоголизма .

Таким образом, у личности склонной к шопоголизму следующие характеристики: повышенный уровень тревожности, низкая самооценка, циклотимный и демонстративный типы акцентуации характера, чувство одиночества. Целенаправленная деятельность девиантолога в области предупреждения роста шопоголизма среди подростков позволит изменить вектор поведения посредством коррекции характерных свойств личности, предрасполагающих к данной аддикции.

Цезарь Петрович заведовал кафедрой психиатрии и наркологии факультета клинической психологии Новосибирского Государственного медицинского университета с 1964 года по 2006 год. Он является действительным членом Нью-Йоркской Академии Наук, членом ВОЗ по разделу транскультуральной психиатрии во Всемирной психиатрической Ассоциации, членом редакционной коллегии журнала «Антропология и медицина» Великобритании, членом-корреспондентом РАН Высшей Школы, Почётным Профессором НГМА, Заслуженным деятелем науки РФ.

Область научных интересов: аддиктивные и личностные расстройства; психиатрия экстремальных состояний; транскультуральная психиатрия, психиатрия постсовременного общества.

Под руководством Ц.П. Короленко защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. Профессор Ц.П. Короленко участвовал с докладами во многих Всемирных Конгрессах по психиатрии и наркологии (Монреаль, Ванкувер, Торонто, Андорра, Квебек-Сити, Варшава и др.).

Свободно владеет несколькими иностранными языками: английский, немецкий, польский, венгерский; читает и переводит тексты с японского языка.

Книги (13)

Homo postmodernus: Психологические и психические нарушения в посмодернистском мире

Предлагаемая вниманию читателя книга является первым в России руководством по постсовременной психиатрии и психологии.

В книге излагаются данные о новых, не выделяемых в прошлом формах психических нарушений и их теневых синдромах, дается их классификация.

Интимность

Книга посвящена новому разделу психологической науки — психологии и психотерапии интимности.

C современных позиций рассмотрены психологические особенности развития интимности, защитные механизмы, сопровождающие ее проявления, виды и структура интимности. Анализируются факторы риска возникновения страха интимности, сниженного сексуального желания и других нарушений этой сферы, приводятся данные психоанализа объектных отношений и коммуникативного анализа, модели поведения и сексуальные сценарии.

Цель монографии — не только познакомить читателей с фактической информацией, основанной на научных исследованиях, но и предоставить возможность разобраться в противоречиях между полами, в различных аспектах сексуальности и интимном поведении, что позволит внести необходимые изменения в свою половую жизнь.

Личностные и диссоциативные расстройства

Книга рассматривает характеристики личностных расстройств, в том числе тех, что не входят в DSM-IV-TR (2000).

Особое внимание обращается на диссоциативное расстройство идентичности, которое до сих пор не диагностируется или, что еще хуже, диагностируется ошибочно с различными (медицинскими, психологическими, социальными) отрицательными последствиями.

Рассматриваются вопросы этиологии и механизмов развития личностных расстройств в свете теории Self-объектных отношений. Анализируется значение неадекватного парентинга (родительствования), интернализации ранних отношений, психической травматизации, нарушений аттачмента. Акцентируется роль интерзависимостей, взаимной эмпатии, «обоюдности» в различных аспектах.

Авторы полагают, что книга окажет каждодневную помощь в самоанализе своих сильных и слабых сторон, правильности принятия решений, раскрытии внутреннего потенциала, избавлении от комплексов, препятствующих самореализации и искусственно ограничивающих чувство внутренней свободы.

Личностные расстройства

Книга существенно отличается от имеющихся публикаций, посвященных личностным расстройствам.

В ней пересмотрены и расширены в соответствии с новыми данными клинические характеристики личностных расстройств. Описаны личностные расстройства, которые не входят в DSM-IV-TR (2000).

Особое внимание уделено диссоциативному расстройству идентичности, которое нередко либо не диагностируется вообще, либо диагностируется ошибочно. Подробно рассмотрены вопросы этиологии и механизмов развития личностных расстройств, представлены особенности терапии, в том числе диалектической поведенческой, когнитивной, психодинамической и др. Приведены современные сведения о сочетанном психотерапевтическом и психофармакологическом подходах к лечению и коррекции личностных расстройств.

Издание предназначено для широкого круга профессионалов из числа психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и представителей смежных специальностей.

Мифология пола

В книге «Мифология пола» с новых позиций, отражающих данные литературы и собственные исследования автора, рассматривается роль, которую играет мифологизация секса в разных сферах межличностных отношений.

Обычно публикации о сексуальном поведении человека (крайне малочисленные в нашей стране) концентрируют внимание на нарушениях явно болезненного характера или значительных отклонениях, которые излагаются в специальных руководствах по психиатрии, научных статьях, монографиях. Эта сторона вопроса находит свое отражение и в настоящей книге, однако здесь анализируется значительно шире.

В книгу включены проблемы, выходящие за пределы сексуальных отношений в узком смысле слова: психология семейных отношений, вопросы отношений родителей с детьми, отношения между мужчинами и женщинами в различных ситуациях, значение воспитания в детстве.

Общая психопатология

Настоящая книга предлагается в качестве вспомогательного пособия по изучению общей психопатологии для студентов медицинских институтов.

Шесть разделов книги посвящены рассмотрению нарушений в различных сферах психической деятельности. Изложению каждого из разделов предшествуют краткие сведения из области общей психологии. Отдельный раздел касается и методов обследования психически больного.

Психическое здоровье XXI века. Психические отклонения в постмодернистском обществе

В работе рассматриваются проблемы и расстройства преобладающие в системе развития и существования современного человека.

Термины постмодернистское общество и постмодернистская культура в последние десятилетия все чаще встречаются в литературе по социологии, транскультуральной психологии и психиатрии. Они отражают специфику новых явлений и процессов, происходящих в конце 20-го и начале 21-го века, прежде всего, в наиболее развитых странах.

Постмодернистская культуральная модель, являясь продуктом модернистского общества, сосуществует с ним, проявляя тенденцию к более или менее быстрому дальнейшему распространению. В разных регионах мира, в том числе и в сегодняшней России, обнаруживается мозаичность сочетания традиционной, модернистской и постмодернистской культур.

Постмодернистская культура в современной России получает наибольшее развитие в крупных городах, метрополиях, зонах интенсивного промышленного роста. Для лучшего понимания особенностей постмодернистской культуры целесообразно остановиться на основных чертах предшествующих ей культур — традиционной и модернистской.

Психоанализ и психиатрия

Предлагаемая вниманию читателей книга — первое руководство по взаимосвязи психоанализа и психиатрии.

Авторы рассматривают психоанализ, психиатрию и психотерапию, как с биологических, так и с психологических и социальных позиций. В книге излагаются современные данные по различным аспектам психоанализа, анализируются психологические механизмы, участвующие в становлении и развитии ряда психических нарушений.Современный человек, находящийся под влиянием постоянных стрессовых ситуаций, вынужден ориентироваться только на себя, на свои внутренние возможности.

Книга необходима не только для усовершенствования знаний в области психоанализа и психиатрии, но и для сомопознания любого человека. Авторы полагают, что книга окажет каждодневную помощь в самоанализе своих сильных и слабых сторон, правильности принятия решений, раскрытии внутреннего потенциала, избавлении от комплексов, препятствующих самореализации и искусственно ограничивающих чувство внутренней свободы.

Психодинамические механизмы аддикций в современной культуре

В работе описаны механизмы возникновения различных видов аддиктивного поведения личности.

Основой возникновения и развития аддикций является стремление к изменению психического состояния, которое чем-то дискомфортно для индивидуума. Содержание психологической реальности, от которой старается избавиться индивидуум, бывает различным, также как и могут быть различными способы от ее избавления.

Вызывающая психологический дискомфорт реальность может быть состоянием подавленности, грусти, неуверенности, обиды, тревожного ожидания, разочарования, скуки; включать элементы растерянности, беспомощности, безнадежности, низкую личностную и социальную самооценку. Все эти отрицательные переживания, лежащие в основе формирования аддикций, обычно не достигают уровня, характерного не только для психотического, но и для непсихотического (невротического) уровня расстройства.

Сексуальность в постсовременном мире

Книга посвящена новому разделу психологической науки психологии сексуальности. Авторы с позиций биопсихосоциокультуральной парадигмы рассматривают различные аспекты мужской и женской сексуальности: психологические механизмы выбора брачного партнера, сексуальную агрессивность, гендерную флюидность, влияние семьи на сексуальную идентичность. В книге представлены авторские классификации видов постмодернистской гендерной идентичности, типов привязанности и проявлений блокированной интимности.

В монографии с современных позиций рассмотрены психологические особенности развития сексуальности, представлена авторская модель формирования зависти, впервые описаны проявления травматического стрессового расстройства, вызванного переживанием зависти. Освещены вопросы психотерапии ревности, классификации видов ревности, ее структуры и психологических защитных механизмов, сопровождающих ее проявления.

Социодинамическая психиатрия

Книга представляет собой первое в отечественной литературе руководство по социодинамической психиатрии.

Это направление является пограничным между собственно психиатрией и клинической и социальной моделями психотерапии. Авторы рассматривают психиатрию, психотерапию и наркологию как с биологических, так и с психологических и социальных позиций.

Книга адресована профессионалам в области психиатрии, психотерапии, психологии, а также всем специалистам, кому по роду своей деятельности приходится взаимодействовать с людьми, имеющими те или иные психические расстройства, как выраженные, так и скрытые, становящиеся заметными только в стрессовых ситуациях.